Малый бизнес защитят от милиции
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, запрещающий чиновникам различных государственных надзорных органов закрывать предприятие без соответствующего решения суда. В первую очередь это касается сотрудников Государственной службы пожарного надзора, санэпидемстанций, милиции. А МЭРТ готовит поправки в Административный кодекс.
«На многих предприятиях малого бизнеса одна проверка
сменяет другую, и государство должно жестко регулировать
деятельность таких проверяющих инстанций», — заявил по этому
поводу заместитель министра экономического развития и торговли
Андрей Шаронов.
По данным опроса, который провела организация малого
бизнеса ОПОРА в прошлом году, 56% владельцев малых
предприятий не довольны фактами произвола со стороны
сотрудников милиции, 40% — санитарных врачей, 35% — пожарных и
32% — Госторгинспекции. Причем недовольство вызывают не сами
проверки, а связанные с ними дополнительные внеплановые расходы
на «умасливание» чиновников и риски ликвидации предприятий
малого бизнеса по надуманным основаниям.
В настоящее время Министерство экономического развития и
торговли готовит поправки к Административному кодексу, по
которому органы милиции не смогут изымать подлинники
документов у предприятий, не оставляя на них копии, а также не
смогут заниматься проверкой их деятельности, не относящейся к
прямой компетенции правоохранительных органов.
На сегодняшний день в России зарегистрировано 946 тысяч малых
предприятий. За этот год их число увеличилось более чем на 10%.
Однако нормальное функционирование малого бизнеса в России, по
оценкам правительства, все еще остается скорее исключением, чем
правилом. Об этом говорят другие цифры. К примеру, в нашей
стране на 1000 жителей приходится всего семь малых предприятий,
тогда как в развитых странах, таких как государства Европейского
союза и США, — 35. Доля отечественных малых предприятий в
формировании внутреннего валового продукта составляет лишь 10%,
а занято на них всего 19% трудоспособного населения. В то же время
в Китае малый бизнес уже формирует до 60% внутреннего валового
продукта, и занято в нем до 70% населения. Хотя стоит признать, что
и методология отнесения того или иного вида бизнеса к малому в
каждой стране разная.
«В тех же Соединенных Штатах нефтяная компания, штат которой
составляет 1000 человек, считается малой. У нас эта планка
составляет 100 человек», — говорит Андрей Шаронов. Не
учитываются отечественной статистикой и так называемые
индивидуальные предприниматели, число которых в России также
растет.
Впрочем, большую сложность для российского малого бизнеса
составляет не этот критерий отнесения бизнеса к малому, а совсем
другой, используемый при налогообложении. По этому критерию к
предприятиям малого бизнеса, имеющим право на переход к
облегченной системе выплаты налогов, относятся только те
предприятия, чей годовой оборот не превышает 1 миллион рублей в
месяц. Соответственно, если в какой-то месяц эта цифра оказывается
превышена хотя бы на 1 рубль, малое предприятие вынуждено
платить в казну по той же схеме, что, например, и нефтяные
компании.
«В ближайшее время Минфин должен внести на рассмотрение
правительства поправку в Налоговый кодекс, по которому эта планка
увеличивается до 18 млн. рублей в год», — говорит Андрей Шаронов.
Но при этом, отвечая на вопрос Страны Ru,
заместитель министра экономического развития и
торговли признал, что для нормального функционирования малого
бизнеса и эта планка недостаточна. «Нам надо точно посмотреть,
что стоит за цифрой 1 млн. рублей на практике», — уточнил
заместитель министра. В свою очередь, Торгово-промышленная
палата России предлагает установить норму оборота для малых
предприятий на уровне 100 млн. рублей в год.
А ведь результатом существующей налоговой политики государства,
как признают в Минэкономразвития, является не только увеличение
налогового гнета на малый бизнес, но установление серьезных
ограничений для его развития. Даже имея имущество для залога,
предприятие не может взять ни кредит в размере, превышающем 33
тысячи долларов, ни увеличить количество торговых точек, ни
нарастить выпуск товаров и услуг. Оно обязательно
сталкивается с серьезными издержками, которые очень часто
превышают получаемую малым бизнесом выгоду.
Несколько лет Минфин и Минэкономразвития согласовывали даже
возможность учитывать при расчете вмененного налога расходы
малых предприятий, связанные с получением различного рода
лицензий, сертификатов, документов кадастрового и технического
учета. Проще говоря, предприниматели продолжают платить за них
деньги, а вычесть из налогооблагаемой базы эти расходы не могли.
Теперь эта проблема, похоже, решена. И в блоке поправок к
Налоговому кодексу, который готовит Минфин, она также будет
учтена.