издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджет на новый лад

Проект главного финансового документа Иркутской области на 2005 год будет рассмотрен на сессии Законодательного собрания 17 ноября. Бюджет нового года -- продукт налоговой, бюджетной и административной реформ, проводимых в стране. Но не только это отличает его от подобных документов прошлых лет. Бюджет сформирован с невиданным до сих пор дефицитом, который превысил в проекте закона 2,1 млрд. рублей.

Объективно консервативный

Переданный 25 октября на обсуждение областных парламентариев проект
бюджета основан на консервативном варианте прогноза социально-
экономического развития области на 2005 год. Доходы
консолидированного бюджета предусмотрены практически на
уровне ожидаемых поступлений нынешнего года в сумме 30 182,6 млн.рублей.
Прогнозируемый валовой региональный продукт составит 227 млрд.
рублей, денежные доходы населения — 183,7 млрд. рублей. По
предварительным оценкам, в нынешнем году эти показатели будут на
уровне 204,3 млрд. и 159,75 млрд. рублей соответственно. Финансисты
отмечают, что, как и в 2004 году, рост собственных доходов
региональной казны составит 11%
и достигнет 27,67 млрд. рублей.

Изменения в бюджетном и налоговом законодательстве стали основными
факторами, негативно отразившимися на формировании прогноза
консолидированного бюджета на 2005 год по доходам. Ударом по
доходной части стало уменьшение с 1 января ставки налога на прибыль,
зачисляемого в региональные бюджеты, с 19% до 17,5%. В результате
будет недополучено по сравнению с ожидаемым поступлением 2004 года
порядка 360 млн. рублей, или 0,4% ВРП. При передаче с 2005
года водного налога в доходы федерального бюджета Иркутская область
теряет более 657 млн.рублей. Будет также сокращена доходная база по
налогу на имущество предприятий и организаций.

Введение с нового года новой главы Налогового кодекса о
государственной пошлине трансформирует эти платежи в сторону
федерального центра. За счет передачи в федеральный бюджет пошлины
за государственную регистрацию актов гражданского состояния,
регистрацию организаций и госпошлины за совершение действий,
связанных с приобретением гражданства или выходом из него, из
консолидированного бюджета Приангарья выпадает более 46 млн. рублей
доходов. Кроме того, включение платы за выдачу и замену
государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации
транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и
другой специальной продукции, а также за прием экзаменов в состав
государственной пошлины (ожидаемое поступление 2004 года -150 млн.
руб.) отразилось на снижении прогнозируемого объема поступлений
неналоговых платежей 2005 года (-0,07% ВРП). Индексация минимальных
ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, приведет к
падению поступлений в региональный бюджет на 0,02% ВРП.

Население — главный налогоплательщик

Доходы областного бюджета на 2005 год предусмотрены в сумме 22 299
млн. рублей, или 140% от поступлений текущего года, которые ожидаются
в сумме 16 452,6 млн. рублей. Из них собственные доходы — 19 787
млн. рублей, что на 69% выше аналогичного показателя текущего года.
Специалисты характеризуют такие расчеты закреплением за местными
бюджетами земельного налога и единого налога на вмененный доход.

По-прежнему крупнейшей доходной статьей бюджета будет налог на
доходы физических лиц. Ее рост достигнет 15% к ожидаемым
поступлениям 2004 года и составит 11 738 млн. руб. Этот вид платежа
лидирует с большим отрывом. Дальше следует налог на прибыль. Он
прогнозируется в сумме 4 551,5 млн. рублей, что на 7% ниже поступлений
текущего года. Третьим в рейтинге налогов идет налог на имущество
организаций. Сумма поступлений составит 2 773,7 млн. рублей, что на 6%
выше, чем в нынешнем году. На четвертом месте — акцизы. Прогноз их
поступлений в 2005 году — 2 103,9 млн. рублей, в том числе акцизов на
нефтепродукты — 1 037 млн. рублей.

На уровне 2004 года останутся платежи по налогу на игорный
бизнес — 56 млн. рублей, поскольку действующие ставки налога уже
максимальны и не могут быть индексированы.
Зато поступления налогов на совокупный доход вырастут. Прогноз
поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, на 2005 год составляет 419,8
млн. рублей, или 111% к поступлениям 2004 года. А платежи
налога на вмененный доход вырастут на 36% и составят 702,9 млн. рублей. На
9%, до 66 млн. рублей, ожидается рост поступлений по налогу на имущество
физических лиц.

Серьезную долю в бюджете займет земельный налог.
Финансисты ожидают, что в 2005 году он составит 1 434,9 млн. рублей
(108% к оценке 2004 года). Расчет поступлений налога на добычу
полезных ископаемых говорит о возможном его росте на
уровне 1%, до 335,5 млн. рублей. На четверть увеличатся
платежи за
пользование объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами. Их общая сумма — 6,8 млн. рублей. Кроме того, в проект
бюджета заложена госпошлина в сумме 185,98 млн. рублей и
транспортный налог — 277,5 млн. рублей. Около 7% доходов
консолидированного бюджета составят неналоговые платежи
— 2129 млн. рублей.

В главном финансовом управлении администрации Иркутской области
рассчитывают в том числе на безвозмездные поступления из
федерального бюджета. Но их точные суммы станут известны только
после принятия федерального бюджета в третьем чтении и могут быть
уточнены при внесении изменений и дополнений в областной бюджет на
2005 год. Хотя в проекте бюджета области учтен объем дотации на
выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в размере
2 426 млн. рублей.

Социальные расходы

Между тем запланированные расходы бюджета превосходят доходы на 2
109 млн. рублей. На эту сумму заложен дефицит, который составляет
10,7% объема доходов (без учета финансовой помощи из федерального
бюджета). В целом расходы областного бюджета предусмотрены в
объеме 24 408 млн. рублей, что на 7 487 млн. рублей, или на 30, 7%,
превышает уровень расходов текущего года.

В предстоящем финансовом году перед властями стоит
задача не только обеспечить
на территории области бюджетную и налоговую реформу,
но и разграничить расходные полномочия между всеми уровнями
бюджетов. В итоге должны быть отменены обязательства, не
обеспеченные источниками финансирования. В ГФУ считают, что таким
образом будут созданы стимулы для повышения эффективности
управления общественными финансами.

В то же время бюджет на 2005 год носит ярко выраженный социальный
характер. В частности, расходы на реализацию Федерального закона «О
ветеранах» в части расходных полномочий областного бюджета
предусмотрены в полном объеме от потребности, или с ростом к уровню
текущего года в пять раз — на 2000 млн. рублей. Это обеспечит повышение
уровня предоставления льгот ветеранам труда и труженикам тыла. На
протяжении ряда последних лет на одного ветерана в месяц на
предоставление всех видов льгот приходилось 104 рубля. В настоящем
проекте закона предусмотрены ежемесячная выплата «денежного пакета»
на ряд льгот в размере 300 рублей и, кроме того, 100-процентное покрытие
потребности в финансовых средствах на оказание льгот по оплате
жилищно-коммунальных услуг.

В сфере социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи
расходы по уплате взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения области предусмотрены в сумме 1 085 млн.
рублей, или с ростом в 1,7 раза по сравнению с 2004 годом. Так, в 2004
году на обслуживание 1 неработающего гражданина области в месяц
приходится 35 рублей, на 2005 год данная сумма увеличена и составит 60
рублей.

Средства на оказание мер социальной поддержки реабилитированным
гражданам и лицам, признанным пострадавшими от политических
репрессий, предусмотрены в объеме 143 млн. рублей, что в 5,7 раза
превышает сумму средств, поступавших ранее из федерального бюджета.
В настоящее время в месяц на одного льготника из федерального бюджета
на оказание всех предусмотренных законом льгот приходится 190 рублей.
В проекте закона о бюджете на 2005 год размер
социального пакета составляет 300 рублей в месяц.

Планируется, что местным бюджетам будут предоставлены субвенции на
организацию работы общеобразовательных учреждений в сумме
5600 млн. рублей. А на содержание учреждений начального
профессионального образования —1 152,5 млн.рублей. Реализация
Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
обойдется областной казне в 397, 4 млн. рублей.

Следует сказать, что важными направлениями программ в сфере
образования и молодежной политики на 2005 год являются устройство
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание
в семьи, внедрение патронатной формы устройства детей-сирот,
улучшение социально-бытовых условий для детей с ограниченными
возможностями, создание современной материально-технической базы
учреждений. Предполагается продолжение строительства «детских
деревень» для специальных школ-интернатов в поселке Целинные земли
Тулунского района, строительство социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних в Заларях. Кроме того, бюджетом
предусмотрено финансирование строительства и реконструкции
областного центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в
Иркутске, а также проведение капитального ремонта в 27 детских домах,
школах-интернатах, социальных приютах для детей и подростков.

Дефицит можно победить

Областные финансисты предлагают бороться с образовавшимся
внутренним дефицитом бюджета за счет привлечения средств от
размещения государственных облигаций Иркутской области. Так, их
планируется в 2005 году выпустить в объеме 2 923,6 млн. рублей. На
погашение основной суммы задолженности по ранее выпущенным
облигациям придется 594 млн. рублей. Сальдо между привлечением и
погашением составит 2329,6 млн. рублей.

Власти рассматривают также возможность привлечения кредитов
коммерческих банков в сумме 900 млн. рублей. Их главным образом
планируется направить на погашение выданных ранее займов
в объеме 900 млн. рублей. Областной казне предстоит погасить основную
сумму долга по бюджетным кредитам из
федерального бюджета в сумме 267,6 млн. рублей. Есть среди них долги
еще за 2003 год, в том числе по бюджетным ссудам, полученным на
подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду (75 млн. рублей),
строительство Иркутского диагностического центра (47,6 млн. рублей), по
централизованным кредитам, выданным предприятиям АПК и
организациям, осуществляющим завоз продукции в районы Крайнего
Севера, переоформленным в государственный внутренний долг области
(60,2 млн. рублей), по соглашениям о реструктуризации задолженности по
переоформленным в государственный долг области обязательствам
юридических лиц (84,8 млн. рублей).

В то же время нынешний год показал, что проблему дефицитности
бюджета можно решать. В пресс-службе администрации Иркутской области
сообщили, что по итогам девяти месяцев 2004 года ожидается
перевыполнение плана доходной части бюджета. Это стало возможным
благодаря переговорам губернатора области Бориса
Говорина с руководством крупных финансово-промышленных групп
региона. Властям удалось добиться увеличения уплаты налога на
прибыль.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры