Коммунальная революция
Иркутские банки спешат принять оплату услуг ЖКХ Иркутские банки взялись активно осваивать рынок коммунальных платежей. Как минимум четыре из них - филиалы ГУТА-Банка, Бриз-Банка, Сибакадембанка и БайкалРОСБАНК - до конца года начнут принимать плату за услуги ЖКХ. Причем в городе уже появились конкурирующие проекты.
Платежи населения обещают стать интересным рынком для финансовых учреждений. Сегодня только в сфере муниципального жилого фонда оборот денежных средств составляет в среднем 1,66 млрд. рублей за год. Пока платежи за коммунальные услуги граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде, принимают Байкальский банк Сбербанка России, Радианбанк, Эталонбанк. Два последних начали работать в этой сфере семь лет назад.
Начальник отдела розничных услуг «Радиана» Юрий Матасов рассказал, что сегодня коммунальные платежи принимаются в режиме переводов без открытия счета в кассах и для того, чтобы провести платеж, не обязательно быть клиентом банка. «Достаточно прийти в офис, назвать имя, фамилию, адрес. В базе банка содержится информация о начисленных платежах. Со временем к коммунальным платежам добавились сборы средств за услуги связи, вневедомственной охраны, электроэнергию, газ», — пояснил наш собеседник.
Он считает, что развитие услуг по приему платежей может быть «безграничным». И чем больше поставщиков передадут базы о начисленных платежах банку, тем больший, по мнению Юрия Матасова, интерес будет проявлять к ним население. Поиск партнеров, создание базы данных о начисленных платежах является ключевым в работе банков по продвижению услуг по работе с платежами населения. В свою очередь, бизнесом банка как раз является работа с поставщиками, которые платят за сбор денег комиссию в размере от 1 до 3%.
Владельцем самой большой базы поставщиков услуг ЖКХ является администрация Иркутска. Но информация о состоянии расчетов за коммунальные платежи во всем муниципальном жилом секторе не является общедоступной. Ее получение регулируется решением мэра и генеральным соглашением по передаче баз данных. В последнее время спрос банков на сотрудничество в сфере коммунальных проектов серьезно возрос. Причем интерес финансовых институтов к сотрудничеству подкрепляется весьма дорого- стоящими вложениями.
Недавно руководство Байкальского банка Сбербанка заявило о планах приступить в Иркутске к запуску системы «Город», разработанной Центром финансовых технологий из Новосибирска. Основу системы составляет организация учета платежей населения с поставщиками услуг через биллинговый центр. «Система отражает состояние расчетов поставщика с его потребителями. Вместе с этим собирается информация о принятых платежах, которые проводятся в режиме on-line», — сообщил директор управления корпоративных клиентов банка Станислав Карташов. Только техническое обеспечение проекта стоило банку полмиллиона долларов.
В декабре программа начнет работать в Иркутске, связав все пункты приема платежей банка, где можно будет без квитанций внести деньги за самые разные услуги и получить информацию о состоянии расчетов. Она также позволит банку через длительное поручение по желанию клиента самостоятельно списывать средства на «коммуналку» и другие платежи со счета. Как считает Станислав Карташов, для банка важно консолидировать и связать платежи как можно большего количества поставщиков, что, в свою очередь, позволит клиентам платить одномоментно за необходимое ему количество услуг. Уже в будущем году в городе установят специальные информационные киоски для приема платежей населения с помощью пластиковых карт. Иркутск станет пилотной площадкой для внедрения биллинговой системы. Но в будущем в систему «Город» будут включены Улан-Удэ, Чита, Братск.
Следует сказать, что Сбербанк не был первой организацией, которая пытается продвинуть на иркутском рынке систему «Город». В июне эту программу опробовали в ЗАО РЦСИ «Сиброн». Крупные инвестиции (лицензия и техническое обеспечение обошлись компании в 3 млн. рублей) в, казалось бы, необычный для телекоммуникационной компании продукт в «Сиброне» объясняют как профессиональным интересом, так и субъективными причинами.
«Наша компания является системным интегратором, и покупка лицензии на «Город» было не что иное, как желание продвинуть новые для местного рынка технологии, — рассказала одна из менеджеров компании. — К тому же мы прекрасно знакомы со сложностями, которые возникают при уплате «коммуналки». Количество мест, где это можно сделать, очень ограничено».
В «Сиброне» пока обходятся без информационной базы мэрии по муниципальным ЖКХ, хотя не скрывают, что очень хотели бы ее заполучить. Таким образом, работа по «коммуналке» сосредоточена на ведомственных РЭУ и ЖЭУ в Студгородке и Академгородке. Кроме того, через систему «Город» «Сиброн» ведет прием платежей за Интернет, электроэнергию. Как заверяют в департаменте информационных систем компании, в систему включаются «Байкалвестком», «Сибтелеком» и «Электросвязь», негосударственный пенсионный фонд «Благоденствие» и страховая компания «Росэнерго». «Динамика платежей говорит о том, что население готово воспользоваться этими услугами, — комментирует сотрудник компании. — Если в первый месяц работы системы через три пункта приема платежей прошли лишь 9 тыс. рублей, то теперь объем операций возрос до 150 тыс. рублей в месяц».
Сейчас «Сиброн» формирует не только базу поставщиков, но и агентскую базу. Компания не может самостоятельно вести прием платежей, в связи с чем ей приходится делиться комиссией. Агентские договоры заключены с ГУТА-Банком, Бриз-Банком, Сибакадембанком, а также с Почтой России. Планируется заключить агентские договоры с «Сибтелекомом» и «Электросвязью», имеющими собственные пункты приема платежей. В ГУТА-Банке сообщили, что в ноябре начнут в своих кассах прием коммунальных платежей по агентскому договору с «Сиброном». Однако там подчеркнули, что намерены работать как по денежным расчетам за коммунальные услуги, так и по безналичным.
Последней услугой могут воспользоваться владельцы пластиковых карт, которых только для Иркутска эмитировано банком около 35 тысяч. По заявлению владельца карточки банк будет списывать с карточного счета плату за «коммуналку». В отделе платежных систем банка пояснили, что в определенные сроки банк снимет или фиксированную сумму, или начисления полностью. Сейчас в Иркутске через все 32 банкомата ГУТА-Банка, а также кассы Cash-in можно оплатить стоимость электроэнергии, связь, Интернет. Эта услуга доступна и клиентам, обслуживающимся через Телебанк, которые смогут оплачивать «коммуналку» через Интернет. Пока ежемесячный объем таких операций составляет в среднем 100 тыс. рублей.
Услуги по безналичному расчету за коммунальные платежи также предлагает своим клиентам БайкалРОСБАНК. «Мы уже производим распределение и перечисление сумм поставщикам услуг, в числе которых жилищно-коммунальные службы Иркутска, МУП «Водоканал», ОАО «Теплоэнерго», предприятия по вывозу мусора, лифтового хозяйства», — пояснили в пресс-службе банка. Со своего счета клиенты банка могут производить любые другие платежи (за свет, телефон, налоги и пр.), но в этом случае за совершение операции взимается плата. Кроме того, с октября банк внедрил новый продукт «Телефон-Клиент» по удаленному управлению счетом. Теперь клиенты, имеющие текущий счет в БайкалРОСБАНКе, могут произвести оплату коммунальных платежей и по телефону.
Участники рынка по-разному прогнозируют возможный объем операций по коммунальным платежам. Как считают в «Сиброне», ориентируясь на пример Новосибирска, где была впервые опробована система «Город», в течение года «ждать радостных вестей не стоит»: за этот срок вложения в систему не окупятся. Однако следует сказать, что за три года в том же Новосибирске было организовано около 400 пунктов приема платежей. Для сравнения: Сбербанк имеет сейчас 60 окон приема коммунальных платежей, правда, намерен значительно увеличивать их число. Сотрудники банка достаточно оптимистичны: «На сегодняшний день банк и так принимает довольно большой объем различных платежей от населения». В ГУТА-Банке ожидают, что с появлением услуги по оплате за муниципальную «коммуналку» объем безналичных платежей населения увеличится в 10 раз, до 1 млн. рублей в месяц.
В жилищном отделе мэрии Иркутска считают, что на сегодняшнем этапе услуга по приему коммунальных платежей через банки не получит широкого распространения. Люди по привычке будут ходить и платить в ЖЭУ. Большой заинтересованности населения в этом нет, поскольку «многие иркутяне и вовсе не заходят в банки, поскольку не имеют в них счетов. Это, скорее, работа банков на перспективу». В мэрии особо не рассчитывают на то, что расширение сети скажется также на собираемости коммунальных платежей, которая сегодня составляет 95% от начисляемых в среднем по месяцу 139 млн. рублей.
Между тем опрошенные нами эксперты склоняются к мнению, что активность населения по использованию банков в проведении платежей зависит главным образом от размера сети.
«Выигрывает сеть, и у Сбербанка в этом смысле есть серьезное преимущество по сравнению с другими участниками рынка, — отметил один из них. — Не менее важное значение имеет режим работы пунктов приема платежей и возможность получения дополнительных услуг». Другой наш собеседник предположил, что возможности Сбербанка также небезграничны, на этом рынке найдется место для всех желающих, и во многом успех коммунального проекта зависит от лояльности мэрии к заявившимся на рынке игрокам, в создании для них равных возможностей по использованию информационных баз по начислению платежей. «В любом случае активность банков в этой сфере только на руку обывателю», — заключил он.