Ума палата
С момента провозглашения Владимиром Путиным начала
политической реформы прошло больше месяца. Как и следовало
ожидать, в центре общественной дискуссии оказались президентские
инициативы, связанные с укреплением вертикали власти. Лояльные
или зависимые от президента политики и чиновники ответили на
предложение заменить выборы глав региональной власти на их
прямое назначение дружным одобрением. Со стороны политической
оппозиции раздалась ожесточенная критика президентских
инициатив, замешанная на подозрениях в узурпации власти и
создании полицейского государства.
Эта мощная дискуссионная канонада как-то помешала
общественности расслышать другое, не менее значимое предложение
президента — о создании Общественной палаты. Впрочем, тут нет
ничего удивительного, поскольку вряд ли среди российских
либералов найдутся люди, способные возражать против усиления
контроля общества за действиями власти, публичного обсуждения ее
решений и влияния на конечный результат. Именно такие задачи, по
замыслу президента, должно решать новое общественное
формирование, аналогов которому еще не было в современной
истории России.
Менее всего стоит полагать, что идея создания Общественной
палаты выдвинута президентом как «отступное» за усиление
вертикали власти, за формирование управляемого из президентского
кабинета парламента, как средство для отвлечения внимания
общества от возникающих опасений в создании
авторитарного режима. И хотя контуры Общественной палаты еще
плохо различимы, не определен ее статус, принципы формирования
и способы, которые она сможет использовать для влияния на власть,
очевидно, что реализация замысла будет способствовать развитию
гражданского общества.
Думается, что руководство страны хорошо понимает, что без
критического мониторинга действий госаппарата последнему крайне
трудно эффективно реагировать на новые реалии и вызовы времени.
Замкнувшись в себе, властная структура неизбежно покрывается
коростой равнодушия и пренебрежения интересами граждан.
Поэтому предложение президента следует понимать как попытку
сблизить власть и общество, создать площадку для широкого
диалога, места проведения экспертизы ключевых решений и, прежде
всего, законопроектов, касающихся перспектив развития всей
страны, имеющих общенациональное значение.
Еще один резон для создания Общественной палаты состоит в
необходимости иметь такой орган общественного влияния, в
котором были бы значительно шире, чем в Государственной Думе,
представлены интересы всех слоев населения. Это вполне может
стать реальностью, если при утверждении механизма формирования
Общественной палаты будет учтена возможность появления в ней
представителей самых разных общественных организаций
— от тех, что защищают права граждан, до студенческих союзов. Принципиально
важно также, чтобы за порогом Общественной палаты не остались
политические партии, не получившие своего представительства в
Государственной Думе.
Необходимость усиления гражданского контроля над
действиями государственного аппарата касается не только
федерального уровня. В неменьшей степени она актуальна и для
регионов. Думается, президент вправе рассчитывать на поддержку
своей инициативы со стороны наиболее активных лидеров
общественного влияния в субъектах федерации.
Идея объединения политиков, бизнесменов, деятелей
профсоюзов, молодежного, экологического движения может
оказаться весьма плодотворной для укрепления гражданского
общества там, где его влияние наиболее необходимо, — в российской
глубинке. При существующих традициях формирования
представительной власти этим людям трудно влиять на ситуацию.
Их объединение в Общественную палату, наделенную широкими
полномочиями контроля и влияния в обществе, могло бы ощутимо
изменить экономический и социальный климат к лучшему.
Ростки таких инициатив существуют в стране. Не первый год
действуют общественные палаты в Саратове, Нижнем Новгороде,
Калининграде. В Иркутской области тоже немало политических и
общественных организаций, представители которых способны
составить основу общественного института для диалога народа с
властью, эффективного органа гражданского контроля. Более того,
несколько лет назад лидерами этих организаций была сделана
попытка объединить свои силы и влияние в рамках Байкальского
гражданского собрания, но дело до конца довести не удалось. Та же
участь постигла инициативу по созданию в Иркутской области
Совета старейшин, Байкальского либерального форума.
Предложение президента дает ощутимый шанс, вспомнив прежний
опыт, сделать решительный шаг вперед.
Правда, потребуется еще некоторое время, пока будет
разработан и принят федеральный закон, в котором предстоит
прописать порядок формирования общественных палат, их
полномочия, права по отношению к органам государственной власти.
В том, что это произойдет, сомневаться не стоит. Создание
Общественной палаты не вызывает противоречивого отношения и
поддерживается всем обществом. А главное — не тот человек наш
президент, чтобы выдвигать идеи ради самого процесса выдвижения.