Носитель знаний и культуры
Выпускники педагогических вузов все чаще возвращаются на малую родину Слово "учитель" люди произносят с уважением. Особенно в сельской местности, где педагогические работники являются основными носителями знаний и культуры. Однако вместе с этим на селе существует проблема: кадров в школе все же не хватает. Выпускники вузов сегодня, увы, не очень охотно едут работать в сельскую школу. По данным главного управления общего и профессионального образования (ГУОПО) администрации Иркутской области на 1 октября 2004 года, в образовательные учреждения деревень и поселков региона требуется 346 специалистов.
Отрадно, что количество вакансий в районах все же
сокращается. (Для справки: к началу прошлого учебного года не
хватало более 700 учителей.) Главным управлением образования
области разработан механизм контрактно-целевой подготовки
педагогических кадров, принято распоряжение губернатора Бориса
Говорина «О целевой контрактной подготовке специалистов для
сельских школ области». Суть сводится к тому, что в период
вступительных экзаменов администрации районов направляют в
областное управление образования списки выпускников, которых
они хотели бы видеть в качестве учителей в сельских школах. Этим
ребятам предоставляется льгота при сдаче экзаменов. С
вчерашними школьниками, успешно выдержавшими испытание,
заключаются четырехсторонние договоры. Участники договора —
областное управление образования, администрация района,
администрация высшего учебного заведения и студент (так
называемый целевик), который после получения диплома должен
вернуться на работу в свой муниципалитет. На реализацию
областной программы в прошлом году из региональной казны было
выделено более 2,7 млн. рублей, в этом году запланировано уже
более 3 млн. рублей.
ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА
— В Иркутской области педагогов на основании договоров
готовят два высших учебных заведения. Это Иркутский
государственный педагогический университет и Иркутский
государственный лингвистический университет, — рассказывает
начальник ГУОПО Наталья Малявкина. — Нынешней весной в эти
вузы выдержали вступительные испытания и были зачислены 32
выпускника сельских школ. 14 из них сегодня учатся в
педагогическом университете, 18 — в лингвистическом. В общей
сложности, по данным на 1 октября, по контрактно-целевой
системе с заключением четырехсторонних договоров в
педагогических вузах области обучаются 317 студентов набора
2000—2004 годов. Из них 185 человек — в педагогическом
университете, 132 — в лингвистическом.
Надо сказать, что родители студентов-целевиков, отправляя
ребенка в областной центр, не тратятся на его обучение. Эта забота
лежит на федеральном бюджете. Существенную поддержку
будущие сельские педагоги получают от руководства Иркутской
области. Сегодня за счет регионального бюджета студентам
третьих-четвертых курсов начисляется доплата к стипендии в
размере 200 рублей, пятикурсникам — 500 рублей. Учитывая, что
обычная стипендия составляет 480 рублей, вместе с прибавкой
выходит неплохо.
Проректор по учебной работе Иркутского государственного
педагогического университета Ольга Кузнецова объясняет, что
студенты-целевики чаще всего живут и воспитываются в семьях с
небольшим достатком. Из стипендиального фонда вуза им
ежемесячно выплачивается социальная надбавка. Вместе с обычной
стипендией на руки получается 720 рублей. Однако значительно
больше ребята и их родители вынуждены выкладывать за
проживание в Иркутске. К примеру, руководство педуниверситета
не может удовлетворить просьбы всех желающих поселиться в
студенческом общежитии.
— На четыре тысячи студентов у нас сегодня всего 500 койко-
мест, — сокрушается Ольга Кузнецова. — Посмотрите, за моей
спиной общежитие, которое закрыто на капитальный ремонт.
Родители вынуждены платить большие деньги за аренду жилья.
В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА
Представители и педагогического, и лингвистического вузов
подтверждают, что заключением договора взаимодействие с
участниками контракта не ограничивается. По словам Ольги
Кузнецовой, каждые два месяца руководство педуниверситета
направляет в районы информацию об успеваемости и
посещаемости студентов из этих территорий.
— Для сельских студентов-первокурсников мы организуем
дополнительные занятия. Все-таки уровень их знаний отличается от
базы городского ученика, — говорит Ольга Владимировна. —
Дополнительные занятия организуем чаще всего по естественным
предметам — математике, физике, информатике.
Зато у целевиков не возникает проблем с практикой. Если
школы Иркутска порой отказывают студентам педагогического, то
коренных селян тепло принимают в родных учебных заведениях.
Начальник учебного управления Иркутского
государственного лингвистического университета Людмила
Рабдано подтверждает, что студенты-целевики все же образуют
свое сообщество. Чтобы сплотить их с городскими однокашниками,
руководство вуза ежегодно организует праздник, посвященный
Дню студента.
В стенах вуза главным управлением образования совместно с
руководством университета проводится конкурс среди бывших
студентов лингвистического на звание «Лучший учитель сельской
школы». Уже прошло два таких конкурса. Цель заключается в
поддержании педагогов, работающих в сельских школах,
предоставлении им возможности проявить свои таланты и умения.
В марте нынешнего года в состязании приняли участие учителя из
Чунского района, Заларинского, Тайшетского, Усольского, Усть-
Удинского и т.д.
Доцент кафедры педагогики лингвистического университета
Анна Рябинина добавляет, что в лингвистическом университете
разработана система анкетирования, которая позволяет понять, в
каких условиях живут целевики, насколько они влились в
коллектив, чего сельским студентам не хватает. В этом учебном
году первокурсники уже заполнили типовые анкеты.
На вопрос «Считаете ли вы необходимым связь с районами?»
абсолютно все первокурсники целевого набора ответили
утвердительно. Для сравнения: в прошлом году студенты были
готовы к сотрудничеству со своими территориями на 70%. Одной
из форм связи с селом является педагогическая практика. 78%
студентов нашего университета уже выразили желание проходить
практику в своих школах. В 2003 году их было меньше —
всего 53%.
ВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ
Наиболее востребованы сегодня в сельских образовательных
учреждениях Иркутской области учителя иностранного языка.
— По информации муниципальных отделов управления
образованием на 1 октября, насчитывается 95 вакантных
должностей преподавателей-лингвистов, — говорит Наталья
Малявкина. — На втором месте по востребованности учителя
технического труда (35 вакансий), на третьем — учителя физики (26
свободных мест) и т.д. Наиболее остро проблема обеспечения школ
педагогическими кадрами стоит в северных районах Приангарья.
Например, в Нижнеилимском районе 22 вакансии, в Усть-Кутском
— 19, в Братском — 18.
Текущей осенью в сельские школы Приангарья на работу
вышел 161 молодой специалист-педагог. Главное управление
образования обеспечило каждому из них выплату подъемных (два
преподавательских оклада плюс надбавка за разряд), а также
выпускное пособие в размере 5 тыс. рублей. Эти деньги были
направлены из областного бюджета. В некоторых районах
практикуется приплачивать из местных бюджетов, чтобы удержать
специалистов. Однако самая главная проблема, которая стоит перед
властями территорий, — обеспечение молодых преподавателей
жильем.
— Мы предоставляем молодым педагогам муниципальное
жилье, — рассказывает заместитель главы администрации Усть-
Илимского района по социальным вопросам Надежда Неверова. —
Если же приходится совсем туго, изыскиваем средства на
приобретение домов или квартир.
Надежда Александровна с удовлетворением отмечает, что в
Усть-Илимске работает филиал Иркутского педуниверситета. Так
что дефицита кадров нет, и выпускники возвращаются в свои же
школы. Например, в Подъеланской средней школе, которая недавно
отметила свое 30-летие, наполовину молодой учительский состав.
А на первом курсе Усть-Илимского филиала педагогического
университета сегодня обучаются еще семь целевиков.
Вице-мэр Усольского района Любовь Зубарева рассказывает,
что в этом году в сельские школы муниципалитета пришли 22
молодых специалиста. Каждый год учительский состав сельского
района пополняется десятью дипломированными преподавателями,
однако потребность все равно есть. Так, сегодня в Усольском
районе не хватает 11 учителей. В основном это преподаватели
английского языка, музыки, физики, физкультуры.
Студентка второго курса Иркутского педуниверситета
Евгения Маркутис обучается по контрактно-целевой системе.
Девушка признается, что после окончания Карлукской средней
школы (Иркутский район) сознательно пошла в педагогический. В
другие вузы Иркутска даже для подстраховки не подавала
документы. Евгения надеется, что через несколько лет, получив
диплом об образовании, сможет осуществить свою мечту детства —
стать хорошим учителем в родной школе.