Отлучение от Байкала
Чем оборачивается административный зуд федеральных чиновников По инициативе Федерального агентства водных ресурсов МПР России Ангаро-Байкальское бассейновое водное управление, расположенное в Иркутске, упраздняется. Его функции по частям передаются соответствующим структурам в Красноярске, Улан-Удэ и Хабаровске.
Красноярская смена
Поверить в столь абсурдное решение Москвы на слово невозможно. Но мне
показали приказ Федерального агентства водных ресурсов МПР России N 6
от 30.08.2004 г. «О реорганизации Ангаро-Байкальского бассейнового
водного управления», в котором господин Хамитов, руководитель новой
федеральной управленческой структуры (короткий вариант названия —
Росводресурсы), сославшись на постановление правительства и собственный
приказ N 4, первым пунктом приказывает: «Реорганизовать Ангаро-
Байкальское бассейновое водное управление в форме присоединения к
Енисейскому бассейновому водному управлению». В переводе с казенно-
приказного на общечеловеческий язык эту фразу следует читать проще:
«Ликвидировать Ангаро-Байкальское бассейновое водное управление (АБ
БВУ)».
Из коллективного письма иркутских водников министру природных ресурсов
РФ Юрию Трутневу следует, что многочисленные экологические,
экономические и иные функции, включая регулирование уровня воды в
озере Байкал, водохранилищах Ангарского каскада и реке Ангаре, отныне
будут перераспределены между Амурским (г. Хабаровск), Енисейским (г.
Красноярск) бассейновыми управлениями и вновь созданным
Байкалкомводом (г. Улан-Удэ). А в Иркутске останется только отдел
Енисейского БВУ, который предполагается создать из обломков
разрушаемого Ангаро-Байкальского БВУ.
Предпринятая реорганизация, по мнению иркутских специалистов, имеющих
тридцатилетний опыт управления водами бассейна, неизбежно приведет к
дублированию функций, несогласованности принимаемых решений и в
целом к разрыву управления в единой гидрографической системе: р.
Селенга и другие притоки Байкала — о. Байкал — р. Ангара — ангарские
водохранилища. На практике это, скорее всего, будет означать, что когда в
Енисее, к примеру, в очередной раз будет слишком мало воды для проводки
речных судов, иркутские, братские и усть-илимские гидроэнергетики
получат из Красноярска «рекомендацию» пошире открыть заслонки, чтобы
байкальская вода, пусть даже переполнив Ангару, беспрепятственно
заполняла главную водную артерию Красноярского края.
Может быть, я несколько утрирую ситуацию. Теоретически ничего
подобного быть не должно. Теперь красноярские водники, главные
правопреемники АБ БВУ, по определению должны будут болеть за
экологическую судьбу Байкала, Ангары и всех ее водохранилищ, за
хозяйственные, экономические интересы иркутских водопользователей и
всей нашей области никак не меньше, чем за Енисей и хозяйственные
интересы своего края. Теоретически — должны. Да только за долгую свою
работу в журналистике едва ли смогу я вспомнить хоть несколько случаев,
когда бы в отношениях между хозяйствующими субъектами и, тем более,
между субъектами федерации нарушался принцип «Своя рубашка ближе к
телу». Яркий пример тому — Москва, где сходятся в одну точку финансовые
потоки моей необъятной Родины. Она де-юре — всего лишь столичный город
России. Она обязана с равной заботой относиться ко всем субъектам
федерации. Это в теории. А на практике (кто бывает в командировках,
знает) Москва — другое и, в отличие от России, богатое государство. В
представлении московских чиновников, как показывает реальная жизнь, все,
что находится за городской чертой (и уж тем более за Уралом), это не более
чем московская колония, присылающая деньги. В столице (по радио слышал)
даже дворникам платят не менее 9 тысяч рублей в месяц, что остальной
России и не снилось. Из общенациональных финансовых средств,
стекающихся в Москву, назад, в регионы, возвращается ровно столько,
сколько необходимо для их физического выживания, лишь бы регионы не
взбунтовались.
Но вернемся к злополучному приказу Росводресурсов. В его последующих
пунктах указывается, кто, что и к какому сроку должен исполнить. Первая
дата (запомните ее) — 7 сентября текущего года. Через неделю (!) после
издания приказа в Москву должен был быть представлен на утверждение
передаточный акт с приложением к нему акта инвентаризации имущества
водного управления и нового штатного расписания. Требование заведомо
невыполнимое уже хотя бы потому, что любая инвентаризация, если
проводить ее реально, а не формально, дело скрупулезное, хлопотное и
поэтому долгое. Тогда к чему такая спешка? Зачем требовать заведомо
невыполнимое? Умозрительных предположений несколько: а) чтобы
держать подчиненного «на крючке», время от времени шпыняя его: «Ты не
сумел выполнить мой приказ!»; б) руководитель федерального агентства
хочет «показаться» министру очень решительным управленцем: «Во как
круто я гайки в регионах закручиваю!»; в) да просто так, потому что приказ
писался без всяких мыслей. Может быть, нравится человеку писать слово
«приказываю», вот он и пишет.
Без всяких мыслей
Предположение про «без всяких мыслей» самое абсурдное. Но только на
первый взгляд. Дальнейшее развитие событий убеждает, что оно и есть самое
правдоподобное. Вот один только яркий факт, о котором стоит рассказать
подробнее.
Почти через месяц после издания приказа N 6, уже 23 сентября, из
Федерального агентства водных ресурсов в Иркутск по факсу пришел другой
приказ. Тоже N 6 и тоже от 30.08.2004 г. Да-да. За тем же номером и той же
датой, но — с другим названием: о реорганизации уже не Ангаро-
Байкальского, а Енисейского бассейнового управления «в форме
присоединения к нему АБ БВУ». Второе заметное отличие «факсового
двойника» — рукописная пометка на титульном листе, рядом (это
символично) с государственным Гербом России: «Взамен 30.08.2004 N 6».
Главная суть нового варианта старого приказа, к сожалению, осталась той
же — фактическая ликвидация Ангаро-Байкальского водного управления.
Только, исходя из замены названия, изложена она наоборот. Зато дата,
которую я попросил вас запомнить, осталась прежней: Росводресурсы,
направив факс в Иркутск 23 сентября, требуют представить к… 7 сентября
необходимые документы.
Не только мне известны случаи, когда руководители предприятий издавали
приказы задним числом. Такие документы считаются подложными и имеют
(на юридическом языке) «ничтожную силу». При выявлении подлога
руководитель несет ответственность вплоть до уголовной, в зависимости от
целей и последствий. Известны и случаи издания ошибочных приказов. Но
тогда, при выявлении ошибки, издается новый приказ за новым порядковым
номером и реальной датой, которым полностью или частично аннулируется
ошибочный. А вот с фактом издания двух разных по названию и содержанию
приказов под одним номером и одной датой я встретился впервые. Думаю,
что объяснить дикую нелепость можно либо предельно низкой
профессиональной квалификацией федеральных чиновников, либо тем, что
реорганизация управления водным хозяйством России ведется
правительством просто так, без реальной на то необходимости, без
конкретной цели. Не исключаю, что чехарда затеяна лишь для создания
видимости кипучей работы. Чтобы президенту и председателю правительства
понравилось.
Это предположение убедительно подтвердило специальное совещание,
состоявшееся 16 сентября. На нем иркутские специалисты ликвидируемого
АБ БВУ забросали вопросами заместителя руководителя Росводресурсов С.
Натальчука, на которого возложен контроль за исполнением приказа N 6, и
А. Хмелькова, руководителя Енисейского БВУ, принимающего бразды
управления ангаро-байкальскими водами. Спрашивали о многом: «Как?»,
«Почему?» и, главное, «Зачем?». Но в ответ услышали: «Об этом мы не
думали», «Это будет решаться позже» и, наконец, «Не задавайте трудных
вопросов».
По сотням труб в бассейн втекает…
Все водные бассейны планеты, конечно же, имеют схожие черты: планета
одна, и законы природы, по которым рождаются, развиваются, живут и
умирают реки и озера, тоже едины для всех. Но научиться управлять водами
каждого конкретного бассейна крайне сложно, потому что при общих
закономерностях не только каждый бассейн, но и каждая отдельная река,
каждое озеро имеют свои индивидуальные особенности, свою уникальность.
Ангаро-Байкальский бассейн, наряду с его естественной уникальностью,
имеет еще и колоссальное рукотворное отличие от большинства других: он
(включая и сам Байкал) жестко зарегулирован плотинами и представляет
собой цепочку из трех сообщающихся Ангарских водохранилищ, входящих в
число крупнейших на планете. Суммарный объем заключенной в
них воды примерно в три раза превышает объем енисейских водохранилищ,
а каскад Ангарских гидроэлектростанций вырабатывает около 30 процентов
электроэнергии, производимой всеми ГЭС России.
Главный водный объект Ангаро-Байкальского бассейна, конечно, озеро
Байкал. Не просто озеро, а Участок мирового природного наследия. Его
уровень тоже зарегулирован плотиной Иркутской ГЭС, поэтому в
водохозяйственном плане уникальное озеро нужно рассматривать еще и как
колоссальное водохранилище с искусственно регулируемым уровнем, в
котором сосредоточено двадцать процентов (!) пресных вод нашей планеты.
Управление уровневым режимом бассейна, протянувшегося на тысячи
километров, осложняют не десятки — сотни боковых притоков. В отличие от
большинства других водоемов, более 80 процентов годового притока озера
формируется не за счет весенних паводков от таяния снега (в этом случае
было бы несложно заранее рассчитать объемы поступающей воды), а летом,
за счет непредсказуемых дождей. Поэтому заблаговременно спрогнозировать
общий объем поступающей воды архисложно.
Помните трудную школьную задачку про то, как «в бассейн по одной трубе
втекает, по другой вытекает…». Ангаро-Байкальское бассейновое водное
управление на протяжении трех десятков лет решает эту задачу,
осложненную тем, что количество воды, втекающей по сотням больших и
малых «труб», постоянно меняется, а сообщающихся «бассейнов» — четыре.
Специалисты АБ БВУ далеко не сразу после строительства гидростанций
научились решать эту задачу. Еще где-то в семидесятых-восьмидесятых
годах прошлого века, когда природа-матушка, экзаменуя людей, чередовала в
нашем регионе мало- и многоводные периоды, случались ошибки. При
сократившемся боковом притоке чуть-чуть «переэкономили» байкальскую
воду, придерживая ее плотиной Иркутской ГЭС, и водозаборные сооружения
предприятий и населенных пунктов, расположенные ниже по течению
Ангары до самого Братска, оказались на суше, засохла икра, отложенная
рыбой на отмелях. Увеличили попуск одновременно с активным таянием
снегов в Саянах — и Ангара, переполненная «холостыми» сбросами «лишней»
воды через плотины, подтопила огороды…
Несколько десятилетий потребовалось иркутским специалистам, чтобы
научиться оперативно и безошибочно, маневрируя объемами сброса воды
через три плотины, управлять жестко зарегулированным бассейном. Зато
последний период длительного маловодья, начавшийся еще в девяностые
годы прошлого века и завершающийся сейчас, удалось пройти с
филигранной точностью, с максимально возможным в столь сложных
условиях удовлетворением противоположных интересов экономики и
экологии.
По лезвию бритвы
Нынешней весной бывший начальник АБ БВУ Александр Евсютин (он
недавно ушел в отставку и сейчас является советником Михаила Людвига,
своего ученика и бывшего заместителя, исполняющего теперь обязанности
начальника управления) каждое утро начинал с сопоставления фактического
уровня Байкала и прогноза осадков на текущие сутки по огромным
водосборным бассейнам озера и Ангары, чтобы принять решение о
допустимых суточных объемах пропуска воды через плотину Иркутской
ГЭС. С одной стороны, байкальскую воду необходимо было максимально
экономить, чтобы не допустить понижения уровня озера ниже разрешенного
законом предела, до которого оставалось менее трех сантиметров. С другой
— воды необходимо было сливать из Байкала достаточно много, чтобы не
осушить водозаборные сооружения на Ангаре, обеспечить навигацию и
стабильную работу трех ГЭС. Иркутские водники шли как по лезвию бритвы.
Фактический уровень Байкала ежедневно рассчитывался с точностью до
миллиметров. Но справились! Справились, потому что уже накопили
богатый опыт. И еще потому, что не по должностным обязанностям, а душой
болели за судьбу Байкала. Уникальное озеро, оно хоть и мировое достояние,
но в первую очередь — наше! И ангарская гидроэнергетика, и люди, живущие
на берегах Ангары и ее водохранилищ, тоже наши.
И совсем не верится мне, что живущие в тысяче километров от Байкала
красноярские водники, многие из которых даже не видели чудесного
озера, будут относиться к нему с тем же душевным трепетом. И совершенно
очевидно, что, не имея никакого опыта управления водами специфического
ангаро-байкальского бассейна, не зная местных особенностей формирования
этих вод, они не смогут избежать повторения ошибок. И тогда на берегах
Братского водохранилища вновь появится засохшая икра, а при внезапных
ливневых дождях где-нибудь в Саянах вновь поплывут вниз по Ангаре
смытая с дачных участков петрушка и домашние вещи местных дачников. На
экономике Красноярского края это никак не скажется. Пострадают только
жители Иркутской области. Как вы думаете, это сильно взволнует
красноярских чиновников, озабоченных в первую очередь обеспечением
навигации по Енисею и работой «своих» гидроэлектростанций?
Кому это выгодно?
Михаил Людвиг пока еще остается в должности исполняющего обязанности
руководителя Ангаро-Байкальского бассейнового водного управления.
Теперь уже упраздняемого, а потому, в соответствии с приказами-
двойниками Росводресурсов, он уже сейчас обязан исполнять поручения
руководителя Енисейского БВУ. Но «непонятки» возникли немедленно.
В коллективном письме министру МПР иркутские водники констатируют:
«Поручения Хмелькова А.Е. (прилагаются) юридически некомпетентны, и
исполнить их в полном объеме не представляется возможным. Приказы
Федерального агентства водных ресурсов и поручения начальника
Енисейского БВУ противоречат друг другу, а также распоряжению
правительства РФ от 30.07.2004 г. N 1024-р и приказу МПР России от
13.08.2004 г. N 611…». Александр Евсютин, объясняя мне ситуацию, особо
подчеркнул, что, затеяв эту реорганизацию, Федеральное агентство водных
ресурсов грубейшим образом нарушает и действующее постановление
правительства РФ N 491от 27 мая 1993 г. В нем однозначно указано, что
реорганизация и ликвидация территориальных органов федеральной
исполнительной власти производится только по согласованию с властями
субъектов федерации. Но с администрацией Иркутской области этот вопрос
никто не согласовывал. Более того, и исполнительная, и представительная
власти нашего региона выступают против подобной реорганизации и уже
направили в Москву соответствующие письма.
В этой проблеме, порожденной, на мой взгляд, не столько
общегосударственными интересами и объективной необходимостью, сколько
административным зудом далеких от Байкала федеральных чиновников,
немалый (скорее даже — главный) вес имеет финансовая составляющая. До
сих пор, несмотря на фантастическую дешевизну воды в России,
водопользователи Иркутской области за год вносили в областной (подчеркну
— в областной!) бюджет почти миллиард рублей. Это заметно больше, чем в
Красноярском крае и Бурятии вместе взятых. Собранная сумма оставалась в
регионе и частично, в числе прочего, использовалась на всевозможные
водохозяйственные и водоохранные мероприятия. А при ликвидации АБ
БВУ плата за пользование водами Иркутской области будет уходить…
правильно, в Москву, в федеральный бюджет. И лишь потом, скорее всего не
полностью, а частично, деньги за пользование иркутскими водами будут
возвращаться… в Красноярск, для дальнейшего их перераспределения
Енисейским БВУ. Что при этом достанется Енисею, а что перепадет Байкалу
и Ангаре — можно лишь догадываться.
P.S. Иркутские водники, получив еще в сентябре из Федерального агентства
водных ресурсов два разных приказа под одним номером (первый с
подписью, но без печати, второй — только по факсу, с печатью, но без
подписи), письменно обратились в Росводресурсы за разъяснениями. В
минувшую среду пришел ответ, что руководствоваться необходимо текстом
более позднего варианта, того, который пришел по факсу. В пакет с ответом
на этот раз был вложен и первый экземпляр второго варианта приказа, с
настоящей синей печатью, но… опять без личной подписи г-на Р. Хамитова,
руководителя Федерального агентства водных ресурсов МПР России.
Удивляться этому не стоит: как продумано, так и исполнено. Московские
чиновники, возможно, не догадываются, что постоянно управлять огромным
водным бассейном несколько сложнее и знаний для этого требуется чуть-
чуть больше, чем для правильного издания и оформления хотя бы одного
приказа.