Власть и партия едины
Госдума сразу в трех чтениях приняла поправки к Закону "О правительстве РФ", снявшие существовавшие ранее ограничения на занятие высшими государственными чиновниками руководящих должностей в политических партиях и общественных объединениях. Так что теперь - после того, как эти поправки будут одобрены Советом Федерации и президентом, - права министров в отношении политических партий сравняются с правами всех прочих граждан России.
По официальной версии, это нововведение наряду с отказом от
мажоритарной системы при выборах высшего законодательного
органа России следует рассматривать в рамках курса на развитие
партийной системы и усиление роли политических партий. Однако
ни для кого не секрет, что фактически речь сегодня идет не обо всех
партиях, а об одной «Единой России», поскольку применительно к
существующему раскладу и на фоне крайне слабой управляемости
Россия вряд ли может позволить себе такую роскошь, как
«многопартийное правительство».
Как сообщил еще до голосования лидер фракции «Единая
Россия» в Госдуме Борис Грызлов, членами партии уже являются три
министра — вице-премьер Александр Жуков, глава МЧС Сергей
Шойгу и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. И если
верить сообщениям СМИ, уже в ближайшее время в «Единую
Россию» вступят Герман Греф, Алексей Кудрин, Виктор Христенко и
Михаил Зурабов.
А на назначенном на 27 ноября этого года очередном съезде
«Единой России» ожидается внесение изменений в структуру ее
руководства, что, видимо, связано с необходимостью введения
новых — причем не требующих напряженной партийной работы —
постов для высокопоставленных чиновников. Так что, перефразируя
известный лозунг советских времен, уже в скором времени можно
будет говорить, что «власть и партия едины».
Здесь будет уместно напомнить, что запрет на совмещение
правительственных и руководящих партийных постов был введен в
1990 году, в рамках кампании по «департизации», включившей еще
и требование отказаться от записанного в Конституции СССР тезиса
о «руководящей и направляющей роли КПСС». И на фоне
происходящей сегодня частичной реставрации старых советских
принципов было бы неплохо понять политический смысл новых
тенденций.
Ведь трудно поверить, что весь «сыр-бор» затеян только ради
того, чтобы подтвердить известную шутку Черномырдина о том, что
«какую партию не строй, все равно получится КПСС». Не хочется
согласиться и с тем, что все перемены осуществляются с
единственной целью сохранения власти в руках одного человека —
нынешнего президента.
Тем не менее прогнозы перехода России к парламентской
республике, одним из атрибутов которой является формирование
однопартийного правительства, как правило, сопровождаются
рассуждениями о том, что в 2008 году, оставив пост президента,
Владимир Путин станет премьером, наделенным — в соответствии с
новым государственным устройством — всей полнотой власти. И
тогда уже будет совершенно неважно, кто именно будет избран
президентом.
Как бы отвечая на эти слухи, сразу после голосования в
Госдуме Михаил Задорнов заявил, что, несмотря на усиление роли
партий, «правительство по-прежнему будет формироваться
президентом». То есть речь о том, что парламентское большинство
получит право назначать главу правительства, не идет, во всяком
случае пока.
И, следовательно, сегодня можно говорить о том, что пока еще
робкое развитие тенденции сращивания государственной и
партийной систем страны является частью заявленного президентом
курса, направленного на укрепление вертикали власти и единства
России. Некоторые комментаторы уже давно указывали на то, что
управлять такой огромной страной, опираясь исключительно на
чиновничью вертикаль, невозможно, и напоминали о советской
системе, эффективность которой обеспечивалась второй, партийной,
вертикалью.
Похоже, мы наблюдаем попытки частично вернуться к этой
системе. Связав министров и фактически назначаемых из Москвы
губернаторов членством в «Единой России», президент, возможно,
рассчитывает прошить всю властную структуру страны новой
партийной вертикалью. Однако в советское время эта система
управления и контроля держалась на жесткой партийной
дисциплине, и исключение из единственной партии означало
выпадение из номенклатурной обоймы — в лучшие времена, а то и
«десять лет без права переписки» — в худшие. Сегодня же, после
десяти лет партийной чехарды, фланирования политиков из одной
партии в другую, расколов и ситуативных объединений говорить о
партийной дисциплине просто не приходится.