Доверие и ответственность
Ангарск, Братск, в меньшей степени Усть-Илимск и Иркутск - эти города называются в числе наименее проблемных в плане подготовки к осенне-зимнему сезону. В отличие от большинства остальных территорий области, в которых жилищно-коммунальное хозяйство пребывает в перманентном кризисе. Что интересно, во всех упомянутых городах значительная или большая часть функций по теплообеспечению населения и объектов социальной сферы лежит на ОАО "Иркутскэнерго". Напомним, что в Ангарске и Братске большая часть тепловых сетей находится в ведении энергокомпании, в то время как в Усть-Илимске и Иркутске сети распределены примерно поровну между "Иркутскэнерго" и муниципальными предприятиями.
Прежде чем понять, почему происходит именно так, а
не иначе, и почему именно «Иркутскэнерго» удается не
только сохранять, но и развивать свои
производственные мощности, нужно понять некоторые
принципы построения коммунального хозяйства, которое
сохранилось с советских времен и сильно отличается
от нынешнего уклада экономики.
Прежде всего, в сложившейся в 90-е годы цепочке
энергоснабжения большей части потребителей
присутствовали несколько действующих лиц:
производитель, предприятиеперепродавец, предприятие
ЖКХ — все с различной (в основном муниципальной)
формой собственности и различным набором функций.
Например, теплоэнергопредприятие может лишь
доставлять теплоноситель от ТЭЦ до коллектора, а
может включать в свой состав котельные, бойлерные,
другие объекты. В то же время местный ЖЭК также
может состоять из десятка различных служб разных
направлений. Добавьте в эту и без того запутанную
структуру «Водоконал», вывоз мусора или «пилотную»
управляющую компанию, и вы поймете, насколько много
в ней «черных дыр».
Говоря о «черных дырах», прежде всего нужно иметь в
виду финансовую составляющую: на протяжении ряда лет
средства, оплачиваемые населением, просто терялись
на счетах этих предприятий, покрывали разрывы в
бюджетном обеспечении, шли на какие угодно цели, но
не в собственно производство. И хотя мы называем
услуги ЖКХ именно услугами, это большое, серьезное
производство, которому не уделялось внимание именно
как бизнесу. Отсюда — огромные долги в этой сфере,
суды и банкротства, перерегистрации и
реструктуризации. И это, напомню, в самых
разнообразных формах, осложненных симптомами
конкретных местных экономических и политических
условий.
Однако жизнь не стоит на месте, и пока, скажем,
предприятия ЖКХ медленно стагнировали, проживая
заложенный когда-то запас прочности, экономика
развивалась в совершенно другом направлении. Скажем,
если в других отраслях активно занимались
сокращением издержек, повышением прозрачности
бизнеса, созданием конкурентного рынка, то в
коммуналке все оставалось как всегда. Во всяком
случае, в нашей области эта важнейшая сфера
жизнеобеспечения висит непосильным бременем и на
власти, и на населении, и на невольных кредиторах
ЖКХ.
При этом потенциально ЖКХ является одной из
привлекательных отраслей, развиваться которой мешает
отсутствие внятной позиции властей и грамотного
менеджмента, полная бесхозяйственность и
расточительность. В результате
— огромные потери, покрываемые не за счет бездарных
чиновников, а за счет тарифов.
В то же время, возвращаясь к монополиям, которые, по
распространенному мнению, считаются едва ли не
вселенским злом, на примере именно их работы можно
видеть, каким образом можно решить эти проблемы.
Если в качестве примера брать тепловые сети от
тепловой станции до стены дома, то это сокращение
обслуживающего персонала, объединение диспетчерских
и ремонтных служб, возвращение в муниципалитет
невостребованных помещений и техники. Эти меры,
например, предпринимали при передаче тепловых сетей
в Братске в аренду ОАО «Иркутскэнерго». Следующий
этап — инвестиции, которые, с одной стороны,
позволят повысить надежность, а с другой —
обеспечат экономию на изношенных участках. Кроме
того, в большинстве городов существует проблема
разрегулировки, отсутствия приборов учета и
контроля, банального воровства колодезных крышек,
наконец.
В конечном счете все это отражается на финансовых
результатах — налоги в местный и областной бюджеты,
заработная плата персонала и отчисления с нее в виде
единого налога, заказы для подрядных организаций и
поставщиков, общий уровень тарифов и, как следствие,
конкурентоспособность местных предприятий, а самое
главное — личный бюджет каждой отдельной семьи.
Отрадно то, что в настоящее время идут переговорные
процессы по передаче тепловых сетей в аренду
непосредственно производителю — ОАО «Иркутскэнерго»
в тех городах, где расположены станции
энергокомпании. Иркутск, Усолье-Сибирское,
Усть-Илимск, Саянск — в каждом городе, как уже было
сказано, свои особенности. Например, весной приняты
решения о строительстве магистральных трубопроводов
от Ново-Иркутской ТЭЦ до Свердловской котельной и от
Ново-Зиминской ТЭЦ до Зимы. Это позволит перевести
нагрузку с неэффективных, морально и физически
устаревших котельных на значительно более
экономичные источники и одновременно повысить
надежность теплоснабжения. Несколько другие задачи в
Усолье — там требуется, наконец, обеспечить жителей
горячей водой летом, причем это выгодно как
потребителям, так и энергетикам.
Есть свои особенности и в Железногорске, где сети
пришли в крайне неработоспособное состояние и
начиналась забастовка. В итоге администрация района
была вынуждена обратиться к руководству ОАО
«Иркутскэнерго» с просьбой принять тепловые и
электрические сети в аренду, чтобы обеспечить
жителей необходимым набором коммунальных услуг и
создать условия для дальнейшего развития комплекса
жизнеобеспечения. Только по предварительным
расчетам, инвестиции в ближайшие 3-4 года будут
составлять 30 миллионов рублей, не считая примерно
такой же стоимости аренды и обслуживания. Однако
«Иркутскэнерго» идет на этот шаг, осознавая
социальную ответственность этих мероприятий и
стремясь вдохнуть жизнь в инфраструктуру города.
Разумеется, все вышесказанное не означает решения
всех проблем теплоснабжения одним махом, особенно в
многочисленных проблемных поселках, но это уже
совсем другая тема.