В Интернет за покупками
Объем продаж иркутских он-лайновых магазинов в этом году вырос в два раза Торговля в иркутском Интернете в этом году выросла практически в два раза, утверждают некоторые веб-коммерсанты. Но продажи в режиме он-лайн в провинции еще не стали бизнесом. Только за редким исключением веб-магазины существуют в качестве самостоятельного проекта. Несмотря на значительный рост, на долю виртуальной торговли приходится по-прежнему мизерное количество операций.
Динамика продаж в местном Интернете вполне укладывается в российскую тенденцию. Недавно
компания «Интернет Решения», управляющая одним из крупнейших отечественных веб-
магазинов «Озон», обнародовала итоги первого полугодия 2004 года. Оборот
интернет-магазина достиг 5,7 млн. долларов и вырос по сравнению с аналогичным периодом
2003 года на 219 %. При этом общая база зарегистрированных покупателей «Озона» составила
750 тыс. человек, а ассортимент интернет-магазина — более 200 000 товаров.
В Иркутске не так уж много реально работающих интернет-магазинов, хотя при желании
можно насчитать с десяток. Наши эксперты условно разделили их на собственно интернет-
магазины, и «веб-точки» при известных в городе розничных системах, которые используют свой
виртуальный ресурс скорее в режиме прайса. Дмитрий Салко из «Центра веб-решений» считает,
что региональный рынок еще не дорос до интернет-магазинов в чистом виде. По его словам,
из предлагаемых разработчиками интернет-решений магазинов на деле, как правило,
реализуется пятая часть. Между тем, по мнению Дмитрия Салко, предпосылки для развития
интернет-магазинов, по крайней мере в Иркутске, имеются, и главным образом благодаря
серьезному росту количества интернет-пользователей, достигших 10% от общего числа
иркутян.
Серьезным препятствием торговле в Интернете чаще всего называется отсутствие
инфраструктуры. Сергей Переверзев, директор фирмы «Атон», продающей компьютерную
технику и владеющей также торговой площадкой www.atonshop.ru, отметил, что сегодня затруднена доставка товара. В
частности, нет региональных курьерских служб, по этой причине продажи за пределами
областного центра становятся практически невозможными из-за дороговизны доставки. В этой
связи, в том числе московские интернет-магазины не продвинулись дальше областного
центра, считает он. Есть также проблема с приемом платежей. Услуги по проведению
платежей через Интернет-банки практически не предоставляют, самым распространенным
способом расчета с интернет-магазинами является оплата через сберкассу или наличными
курьеру.
Самой популярной для иркутского Интернета и, по всей видимости, самой успешной является
торговля сложной техникой. В частности, в этой сфере работает один из крупных местных веб-
магазинов Irkshop.ru. Иркутские интернет-коммерсанты оказались более скрытными,
нежели их коллеги из «Озона», никто из опрошенных нами продавцов не согласился назвать
объем продаж через сеть. Однако в Irkshop сообщили, что к концу года ждут прироста продаж
к уровню 2003 года в три раза, а, по данным за первое полугодие, рост составил 200%.
Согласно статистике сайта, ежедневно в иркутский магазин, где экспонируется 2,5 тыс.
наименований товаров, «заходят» 500 человек. Это, конечно, не говорит о том, что все они
«уходят» из него с покупками. Как сообщили сотрудники магазина, в среднем за месяц через
Irkshop выполняется около 50 заказов, стоимость каждого превышает 5 тыс. рублей. Причем
треть покупателей — жители других городов. Уникальность этого проекта для Иркутска
заключается в том, что интернет-магазин не работает на какую-то конкретную компанию,
торгующую в розницу, а имеет соглашения с 10 поставщиками в Иркутске и 6 в
Москве.
Алексей Кузнецов из компании «Комтек», на долю которой приходится треть иркутского
рынка компьютерной техники, отметил, что в среднем продажи через
интернет-ресурс не превышают 5%. Хотя, к примеру, в США интернет-продажи составляют только 5,4% общего
объема продаж товаров и услуг, но в сфере торговли компьютерной техникой интернет
доминирует — 43% товаров продается через веб-магазины. Наш собеседник считает, что ни
покупатель, ни инфраструктура пока не готовы к торговле в он-лайн. Рынок ведет себя крайне
нестабильно. К примеру, к середине октября объем продаж через интернет-магазин компании
на 25% превзошел все сентябрьские сделки.
Надо сказать, что любая крупная компания по продаже сложной техники не считает зазорным
открыть на своем корпоративной сайте виртуальную точку по продажам. Но при этом следует
иметь в виду, что, в отличие от московских магазинов, покупка сложной техники через
иркутский Интернет ограничено суммой. Отчасти, таким образом фирмы решают вопрос
бесплатной доставки покупок. Как правило, пользователь, решившийся на услуги
виртуального компьютерного магазина, должен купить в нем товаров не менее чем на 10 тыс.
рублей.
Новые виртуальные торговые площадки начали появляться и в сфере менее дорогих продаж. В
октябре в Иркутске открылся первый собственный виртуальный магазин DVD (dvd.irk.ru). Но
работает он в пределах Иркутска. Правда, доставка в нем недорогая — 20 рублей, а при покупке
пяти и более дисков — бесплатная.
В границах областного центра работает интернет-магазин аптечной сети «Авиценна».
В магазине действуют ограничения на размер корзины в сумме не менее 500
рублей, зато доставка бесплатная. Оплата производится при получении заказа. Заместитель
директора отдела маркетинга аптеки «Авиценна» Сергей Каморников рассказал, что магазин
существует два года. За это время в компании успели заметить, что торговля через веб-магазин
пользуется сезонным успехом. Продажи идут более активно в весенний и осенний периоды.
Он отметил, что активно продаются через Интернет брэндовые, дорогие вещи. К примеру, к
наиболее продаваемых в веб-магазине средствам относится «Виагра». В среднем же в сети
«Авиценна» принимает от 5 до 20 заказов в сутки.
Более сложной выглядит перспектива существования на местном рынке интернет-ресторанов.
Пока в Иркутске он один. Год назад ресторан «Кристина» организовал на основе своего меню
веб-торговлю. Исполнительный директор компании «Гурмен» Ольга
Ширяева отметила, что при продвижении этой услуги они столкнулись с серьезной проблемой,
связанной с оплатой доставки. Посетители интернет-ресторана не хотят оплачивать услуги
такси, рассказала она. В связи с чем «Гурмен» в ближайшее время намерен взять на себя
транспортные затраты. Произойдет это за счет уменьшения скидок, которые составляют
сегодня от 5 до 15%, рассказала Ольга Ширяева. Пока круг постоянных клиентов ресторана не
превышает 30 человек, а количество заказов ограничивается в среднем пятью в сутки. Между
тем «Кристина» собирается развивать это направление: будет усовершенствована система
приема заявок и даже проведена рекламная кампания «Гурмена».
Некоторые проекты, по всей видимости из-за отсутствия рекламы, пока не находят аудитории,
готовой воспользоваться объявленной в Интернете услугой. Так, к сожалению, обстоят дела с
веб-магазином компании «Юкка». Несмотря на достаточно удобный режим
работы и бесплатную доставку по заказу дороже 300 рублей, иркутяне обращаются к этому
торговому ресурсу редко. Поступает не более одной заявки в месяц, сообщил один из менеджеров «Юкки».
Иркутские интернет-магазины начали активно появляться в 2000 году. А их прототипы,
такие как сайт сводных прайсов иркутских компьютерных фирм, — и того раньше, шесть лет
назад. Большинство из них прекратило существование. Например, интернет-
магазин Торговой группы «Беляев», специализирующейся на торговле канцелярскими
принадлежностями, был создан, как рассказал ее глава Сергей Беляев, исключительно из
соображений пиара, продвижения продукции иностранных партнеров компании. «Мы
прекрасно понимали, что канцелярия не тот товар, что продается в Интернете, но неожиданно
для нас через сеть начали активно оформлять заказы, — рассказал он. — Правда,
продолжалось это недолго, мы работаем с оптовиками, которые больше доверяют телефону.
Тем не менее сайт свою задачу выполнил. Мы получили хороший промоушн».
Иначе как дерзким не называют иркутские веб-коммерсанты реализованный в 2000 году и к
сегодняшнему дню благополучно почивший проект создания интернет-магазина гастронома
N1. «Изначально было понятно, что он долго не проживет, — рассказал один из наших
собеседников, — но с чего-то надо было начинать». Хотя для нынешнего юзера услуга,
предлагаемая веб-версией гастронома N1, показалась бы крайне странной, поскольку
пользоваться ею можно было с 8.00 до 20.00, в то время, когда можно было пойти и
купить продукты в любом магазине, не тратясь на доставку.
В целом региональным интернет-магазинам еще придется искать свою нишу на рынке.
Конкурировать с москвичами практически невозможно, товар из столицы даже с учетом
доставки дешевле, считает директор WEB-мастерской «Восточно-Сибирской правды»
Александр Данилов. Он склоняется к мнению, что будущее региональной интернет-торговли
— за магазинами компьютерной техники. И клиентами этих магазинов будут люди, которые
ценят удобство и комфорт. «Человек заказал компьютер, в указанное время ему привезут и
установят машину. При этом гарантия начинается не с порога магазина, а дома у
покупателя, — подчеркнул он. — Это очень важно, ведь всегда есть опасение, что товар будет
поврежден при транспортировке. Тем и хороши интернет-магазины: можно рассмотреть все
предложения, прицениться. Но это не только демонстрация товара, а еще и доставка».
В то же время интернет-торговля имеет экономические преимущества для продавца, считает
один из наших экспертов. «Веб-магазин позволяет маленьким
коллективом заработать
большее количество денег. Не надо тратиться на торговые площади, которые в Иркутске
очень дороги. Кроме того, исключаются коммуникативные сбои, поскольку заказ
выполняется по вполне конкретному списку», — резюмировал А.
Данилов. Хотя, как в большинстве
случаев признавались хозяева торговых веб-проектов, их экономическую эффективность еще
никто не анализировал. Для многих из них интернет-магазин — это лишь фактор усиления
присутствия на рынке.