Прощание в октябре
Нелепое и немного обидное для соискателей
представительной власти словосочетание
«депутат-одномандатник» навсегда уходит из
политического лексикона. Задуманная президентом
реформа избирательного законодательства приобретает
все более зримые черты. Еще до нового года
Государственная Дума рассмотрит законопроект, в
соответствии с которым единственными участниками
выборов станут политические партии. Пропорциональная
система вытеснит смешанную и навсегда сотрет с
политической карты одномандатные округа. Сначала это
коснется выборов в Государственную Думу, а следом
придет черед и региональных парламентов.
В этом смысле избирательная кампания в Иркутской
области представляет особый интерес. Голосующим
гражданам предстоит в последний раз принять участие
в формировании представительного органа власти по
смешанной системе. Следующие выборы, которые
состоятся через пять лет, будут проходить уже по
другим правилам.
Хорошо это или плохо, спорить сегодня нет никакого
смысла, поскольку политическое решение, принятое в
Кремле, неизбежно превратится в решение
законодательное. Важнее поразмышлять о некоторых
уроках становления политической системы и о том, что
можно сделать, чтобы в новых условиях не пострадало
качество представительной власти. Ведь при любых
условиях она должна защищать интересы граждан,
содействовать социальному и экономическому развитию
страны и регионов.
Со времени принятия федерального закона о партиях
прошло немногим более двух лет. Этого оказалось
недостаточным, чтобы в стране сформировался прочный
многопартийный уклад. Результаты последних выборов в
Государственную Думу оказали шокирующее воздействие
на сторонников право-либеральной и демократической
партий, ни одна из которых не получила
представительство в парламенте. Кризисные явления до
сих пор не могут пережить ни «Яблоко», ни СПС. Но
даже те партии, представители которых попали в
парламент, не могут преодолеть мощный прессинг
президентского большинства в Госдуме и заявить о
себе яркими законодательными инициативами.
Очевидная слабость федерального политического центра
неизбежно сказалась и на деятельности региональных
отделений партий. Стараясь пробудить симпатии
избирателей, партийцы собирали старые вещи для
малообеспеченных граждан, оснащали компьютерной
техникой сельские школы, устанавливали мемориальные
доски.
Сама по себе такого рода благотворительность,
конечно, полезна и заслуживает благодарности. Но она
не должна была подменять собой работу,
соответствующую подлинному назначению политической
организации. Речь идет об увеличении числа
сторонников, привлечении в свои ряды наиболее
ответственных и самостоятельных граждан, создании
партийного аппарата. А вот для этого усилий и
энергии региональных политиков явно не хватило.
В результате, глядя на участников нынешней
избирательной кампании, трудно обнаружить среди них
новые политические фигуры. Некоторые списки
составлены с оглядкой на одномандатные округа и
напоминают полисы для страхования кандидатов от
возможной неудачи. Знакомясь с программами таких
партий, трудно отыскать в них глубокий анализ
проблем развития области и продуманные меры решения
наиболее насущных задач. Не случайно некоторые
участники избирательной кампании, уступая неизбежной
необходимости хоть как-то заявить о себе, обещают
наладить «жизнь как в Швеции» или заявляют о твердой
решимости «пахать и пахать», невзирая на
превратности судьбы.
С этой точки зрения новая система выборов хороша уже
тем, что позволит исключить из избирательной
кампании «многомандатных» кандидатов, а региональные
отделения заставит серьезнее задуматься над тем, с
чем они пойдут к избирателю.
Но успех реформы, которая, по словам ее инициаторов,
затевается для усиления представительной власти,
зависит и от активности партий на федеральном
уровне. Нынешний политический прессинг должен
уступить место содействию в развитии партий. Им
нужна возможность пропагандировать свои взгляды с
парламентской трибуны, в средствах массовой
информации. Кроме этого, барьер представительства в
органе власти не должен быть непреодолимой преградой
для политических организаций. Если установить его
выше семи процентов, можно и не надеяться, что
партии проявят интерес к участию в выборах. Тем
самым в парламент не попадут интересные и мыслящие
политики.
Нынешняя избирательная кампания очень важна для
становления многопартийной системы в регионе.
Результаты последнего голосования по смешанной
системе не только позволят оценить эффективность
усилий региональных политических соперников, но и
укажут путь, по которому нужно будет развиваться
дальше.