издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оставаться людьми

Закончил гастроли в Улан-Удэ Иркутский театр юного зрителя им. А. Вампилова, показавший публике 11 своих спектаклей Впечатлениями о коллективе делится Цырен БАЛЬЖАНОВ, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии, кандидат философских наук, профессор-религиовед РАН, являющийся художественным руководителем Государственного академического театра бурятской драмы им. Х. Намсараева, уже в третий раз предоставившего нашему ТЮЗу свою сцену для выступления.

— Мнение такого профессионального зрителя, как вы,
Цырен Дондокович, вызывает особый интерес.

— Нет, я не зритель! И не театровед. Я режиссер и не
считаю себя вправе давать какие-либо оценки, тем более
что не все спектакли смог посмотреть. Но готов поделиться
своим суждением — в первую очередь о том, что такое
современный театр в наши дни. В моем понимании, искусство
и религия — два близких понятия. Если религия ведет
к высшей истине, то искусство ведет к высшей красоте,
к прекрасному. Где-то в ноосфере они соединяются в высоком
понятии божественного. Ни одна из новых технологий ХХ
века не отменила театр! В третьем тысячелетии живем,
и театр еще раз — на примере Иркутского ТЮЗа им. А.
Вампилова в том числе — доказывает свое доминирующее
место среди всех видов искусств. Своей эстетикой, глубочайшей
философией.

Когда открылись жалюзи постсоветской идеологии, одни
кинулись в политический театр, другие вернулись к своим
национальным корням, третьи обратились к поверхностным,
эпатажным эффектам: эротике, сексапильности, к модным
авторам, стали изгаляться над классикой, менять ее,
купировать… Как только не выставляли себя напоказ,
теша свои амбиции. Но это, по слову Фазиля Искандера,
явление временное, как насморк или грипп. Святая святых
искусства — заниматься своим художественным делом.
Любой вид деятельности человека не терпит предательства.

Но иметь собственную художественную позицию и держаться
ее — это очень сложно. На периферии поняли, что не
надо подражать столичным театрам. Народ в Сибири чище
пока. Я посмотрел несколько иркутских спектаклей, и
мне стало отрадно. Не хочу говорить оценочно, но что
доминировало и что понравилось: нет пустых пузырей,
нет навязчивости и надрыва. Есть эстетика ровная, человечная,
очень чистая. Актеры не склонны «звездиться». И они,
и весь репертуар ближе к постижению духовности. По
спектаклям «Прощание с Матерой», «А зори здесь тихие…»
и по сказкам для детей сразу видно, в каком направлении
идет ТЮЗ.

Конечно, хотелось бы сотрудничать — при аналогичном
встречном желании иркутян-вампиловцев. Как художественный
руководитель Бурдрамы, я понимаю: если мы будем замыкаться
в свои национальные рамки, мы прокиснем. Великий японский
режиссер и реформатор театра Тадэки Судзуки, с кем я
имел честь общаться, работая с его актерами, сохраняет
театр национальный по сути, а по форме — интернациональный.
В городе Того, названном по имени императора, создан
универсальный и в то же время уникальный театр на природе.
Театр экспериментальный: приезжают во всего мира актеры
и участвуют в общем едином проекте.

— А соседям своим какой способ творческого содружества
вы предлагаете?

— Я думаю, у нас тоже должна быть такая перспектива.
Почему бы силами наших региональных театров не организовать
свой единый фестиваль?

— Так ведь уже действует такой — «Сибирский транзит»…

— Он крупнее по замыслу, у него своя идеология и свои
задачи. А мы должны сами объединиться: Иркутск, Чита,
Улан-Удэ. Он будет более узкий, зато доступнее для близкого
знакомства и тесного общения. Большие фестивали со временем,
к сожалению, коррумпируются, тусовки возникают, свои
интересы. Даже замечательная «Золотая маска» стала раздутой,
помповой. Пусть меня простят, но я об этом откровенно
говорил с ее устроителями. Перерождение, увы, происходит.
А когда ездил в Таганлык, Навруз, на фестивали, организованные
«снизу», там все было очень искренне: не по заказу идеи
— свои.

Являясь членом режиссерской гильдии, объединяющей руководителей
театров от Красноярска до Владивостока, с огорчением
вижу, как мало настоящих профессионалов и как много
дилетантов. Это профессия особая. В режиссуре ты занимаешься
душой и духом человека, его интеллектом, психикой, его
эстетикой и этикой. Воспитанием! В Иркутском ТЮЗе это
сразу бросается в глаза: Виктор Токарев прежде всего
художественный руководитель и только во вторую очередь
— директор театра.

— Извините, Цырен Дондокович, но он не является худруком.
Правда, спектакли он ставит, и активно, имея высшее
режиссерское образование. Должность главрежа пока вакантна.

— Выходит, я не ошибся. Виктор Степанович, по существу,
выполняет функцию художественного руководителя: во всем
видна и чувствуется его рука, единая эстетика в репертуаре,
единые требования. Институт главных режиссеров, похоже,
уже исчезает, уходит в прошлое, как приложение к парткомам
и профкомам. Не случайно на Западе даже понятия такого
нет — главный режиссер: чтобы человек сидел на зарплате
и отправлял должность! Иное дело — режиссеры, которые
создали собственные театры и возглавили, естественно,
их: Брук, Штайн, Стреллер — перечень можно продлить.

— Несколько слов, пожалуйста, о труппе.

— В ТЮЗе видна гамма разноплановых актеров, каждый
со своими возможностями и перспективой. Когда сам этим
занимаешься, сразу видишь, где творчески голодный актер,
который ждет, когда ему дадут роль. В нашем театре есть
такое понятие — творческая среда. В этот день зрители
приходят смотреть самостоятельные актерские работы,
программы. Если это интересно, то заключается договор,
и мы вносим изменение в репертуар. Имея на плечах целый
театр, думать о каждой индивидуальности невозможно.

— То есть ваша среда творческая, по сути, карт-бланш
для актера, мечтающего о какой-то роли?

— Да, актеры сами занимаются рекламой, сами себе менеджеры
и администраторы, а театр дает сцену, одевает-обувает,
взимая за это пятую часть их выручки. Поэтому в театре
атмосфера постоянного удивления, готовности к неожиданному.

— Чтобы кровь в труппе не застаивалась, а циркулировала?

— Конечно. В спектаклях Александра Ищенко я увидел
стремление режиссера раствориться в актерском таланте,
посредством которого он выходит на серьезный разговор
со зрителем. В иркутском театре я увидел актрису на
главную роль в современной пьесе об очищении человека.
Увидел ряд интересных актеров. Последнее время женский
пол, особенно в российских театрах, меня больше разочаровывает.
А у иркутян хороший потенциал. Женский состав труппы
очень цельный, разнообразный, с ним можно делать интересные
постановки. Фамилий, простите, по понятным причинам,
не назову. И есть старшее поколение хорошее. А молодые,
конечно, в деле проверяются: возраст — не главное. У
нас в театре молодые ребята два года поработали, и
сразу центральные роли им в «Чайке» доверили: Константин
Треплев, Нина Заречная. Где это видано? Обычно Нину
Заречную дают актрисам со стажем на сцене минимум 10
лет! Это риск. Но риск мотивированный.

— В определенном смысле ТЮЗ тоже ведь рискнул, выбрав
для гастролей город спустя 16 лет…

— …и приобрел нового зрителя! Целое поколение успело
вырасти. То, что в очень сложное наше время нашли возможность
с целой труппой и с таким огромным репертуаром приехать
в Улан-Удэ, который насыщен театрами, это заслуга директора,
администраторов, комитета по культуре Иркутской области
и самого губернатора, безусловно. Нам бы хотелось такого
же большого внимания от нашего президента Бурятии Потапова.
Мы тоже съездили в Хакасию и Якутию на гастроли, в автобусе
ехали 28 часов из Нерюнгри до Якутии по Становому хребту
знаменитому, где увидели все четыре времени года. И
через вашу труппу, ваши спектакли начинаешь оценивать
свои деяния. Еще раз просто убедился, что ТЮЗ им. А.
Вампилова современен, а гастроли крайне нужны. Дай
Бог и нам у вас ответно побывать.

— Зацепили спектакли?

— Один персонаж Вампилова говорит: у человека толстая
кожа, его надо разжалобить либо напугать. Иркутский
театр — он деликатный. Он не пугает, не эпатирует.
Он движется в русле традиционного психологического театра,
не претендуя на трюкачество. И в режиссере, и в актерских
работах нет амбиций выставиться, удивить, поразить,
как часто бывает. К человеку ваш театр устремлен, в
надежде заставить сильнее биться его сердце. Жизнь-то
заставляет людей закрываться от окружающего мира, а
после череды терактов — особенно. Люди осторожны, недоверчивы.
Не до театра им даже, казалось бы. Но они должны оставаться
людьми. А это значит — уметь сопереживать и сочувствовать.
Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова помогает зрителям сохранить
и развить эту способность. Если бы я остался равнодушным,
то не согласился бы на это интервью. Нужен ли сегодня
театр — вопрос то и дело возникает. Опыт гастролей
вампиловцев ответ дает без колебаний: необходим!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры