Только в меру
Величина квартплаты будет зависеть от доброй воли властей 2005 год может стать поворотной точкой в истории российского жилищно-коммунального хозяйства. К концу этого года должно уйти в прошлое государственное субсидирование жилищно-коммунальных предприятий. Утвержденные постановлением правительства федеральные стандарты рекомендуют до конца 2005 года возложить на население 100% оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг. Разумеется, регионы не обязаны выполнять эти стандарты, они могут за свой счет продолжать дотировать ЖКХ. Но федеральный бюджет в этом им помогать в будущем году уже не будет.
Единственное, что он будет делать, это помогать регионам выплачивать беднейшим слоям
населения адресные жилищные субсидии, порядок выделения которых также утвержден
премьером. В соответствии с ним право на получение финансовой помощи от государства имеют
те граждане, для которых оплата коммунальных услуг составляет более 22% от доходов семьи.
В этом году федеральный стандарт предусматривал оплату населением 85% реальной стоимости
«коммуналки». Реально, по данным Института экономики города, в большинстве регионов сегодня
установлен девяностопроцентный стандарт оплаты жилья. С будущего года скорее всего
большинство регионов выполнят рекомендации федерального правительства и перейдут на
стопроцентный стандарт. Хотя те, у кого есть деньги, не перейдут. Москва, Ямало-Ненецкий и
Ханты-Мансийский автономные округа скорее всего с этим пока обождут. В Москве сейчас
граждане оплачивают 50% от себестоимости услуг ЖКХ. В будущем году эта цифра, конечно,
увеличится, но точно не в 2 раза.
В соответствии с принципами разграничения полномочий между уровнями власти
муниципалитеты с будущего года не должны будут выплачивать жилищные субсидии из своих
денег. Деньги им для этого должны будут выделять субъекты федерации. Ну а федеральный
бюджет будет им в этом немножко помогать.
Утвержденные законом стандарты предусматривают в будущем году увеличение стоимости услуг
ЖКХ на 21% — с 26,4 до 31,9 руб. за кв.м. Большинство региональных властей уверено, что
утвержденный правительственным постановлением стандарт — если измерять его в рублях —
занижен, на него в реальности содержать жилищную сферу нельзя.
Впрочем, все эти разговоры имеют отношение не к реальным тарифам, а к расчету объемов
федеральных субсидий. Указанная в постановлении цена — средняя по России, и к тому же
рекомендуемая. Фактическая величина квартплаты будет зависеть от доброй воли и финансового
благополучия местных властей. Сегодня жители Красноярска уже и так оплачивают 100%
стоимости жилищно-коммунальных услуг, в то время как в Москве городское правительство
доплачивает за горожан, по официальным данным, половину стоимости услуг. Любой мэр сейчас
будет находиться в очень сложном положении: ЖКХ требует дополнительных финансовых
вливаний, а повышению цен мешает политическое давление и сверху, и снизу.
В начале года Госстрой даже грозился пожаловаться в прокуратуру на руководство тех городов,
которые повысили жилищно-коммунальные тарифы необоснованно. Перед лицом таких
опасностей в некоторых российских городах (например, в Киришах Ленинградской области и в
Коряжме Архангельской области) пошли на демонстративный жест: предложили независимым
аудиторам проверить обоснованность повышения жилищно-коммунальных тарифов на будущий
год.
Но знает ли государство, что делать с жилищно-коммунальной сферой дальше? В этом пока еще
можно сомневаться. Во всяком случае, на днях Экспертное управление Администрации Президента
объявило об открытых конкурсах на выполнение научно-исследовательских работ, в том числе и
на выполнение анализа рынка ЖКХ.