издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Кирпичики" парламентаризма

Для качественных законов нужно качественное финансирование В рамках третьего Байкальского экономического форума состоялся "круглый стол" "Финансово-экономическое обеспечение законодательной деятельности: проблемы и перспективы". Инициатором его проведения выступила комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности верхней палаты парламента. В работе "круглого стола" принимали участие председатель комиссии Владимир Кулаков, члены Совета Федерации, депутаты Законодательного собрания Иркутской области, ученые.

Такая тема для одного из «круглых столов» в рамках Байкальского форума выбрана
не случайно. Впервые эта проблема была поднята два года назад на втором
Байкальском форуме. С тех пор Совет Федерации уделяет ей значительное внимание,
актуальность темы подтвердили выездные научно-практические семинары, которые комиссия
провела за прошедшие два года в Калининградской области, Республике Карелия, а также
«круглые столы» в рамках седьмого и восьмого Петербургских экономических форумов.
Как подчеркнул в своем вступительном слове Владимир Кулаков, «данная проблема стала
особо значимой потому, что сегодня верхняя палата российского парламента, как и многие
законодательные органы субъектов Российской Федерации, работает на профессиональной
основе. Мы не всегда умели объяснить избирателям, что же такое работа на
профессиональной основе законодательного органа субъекта РФ и чем этот путь отличается
от того, по которому шли наши предшественники».

По словам В. Кулакова, этот «круглый стол» — один из кирпичиков в строительстве здания
российского парламентаризма. Очевидно, что этот процесс не
простой, не лишенный, ошибок. Практика обсуждения новых
подходов и новых методик заслуживает внимания, обсуждения и критического взгляда со
стороны субъектов законодательной инициативы и государственных служащих,
осуществляющих профессиональную деятельность по обеспечению выполнения полномочий
законодательных органов. Также практика взаимодействия с коллегами из субъектов РФ
подтвердила, что без совместной, профессиональной, слаженной работы с
законодательными органами власти субъектов невозможно рассчитывать на долговременный
результат. «Круглый стол» может дать ответы на наболевшие вопросы как у законодателей,
так и у представителей бизнеса Сибири и Дальнего Востока.

В своем докладе В. Кулаков рассказал о новых методиках расчета бюджета законодательных органов
власти, которые вызвали большой интерес у местных парламентариев, а также о ходе
реформы государственной службы, в частности, о нормативах нового Федерального закона «О
государственной гражданской службе в Российской Федерации».

Во время встречи с журналистами председатель Законодательного собрания Иркутской
области Геннадий Истомин отметил, что на фоне принятия данного закона эта встреча стала
для местных парламентариев особенно актуальной. Спикер отметил, что сегодня для реализации
этого закона областной парламент должен принять около 30 нормативно-правовых актов,
которые будут регулировать деятельность государственных служащих, их права, обязанности,
полномочия, порядок назначения и освобождения от должности, присвоение классов и чинов
и т.д. «Федеральный закон полностью меняет всю систему подхода к формированию
кадровой службы и привлечению новых кадров в аппарат управления, как на муниципальном,
так и на региональном уровне», — подчеркнул спикер.

Говоря о принципиальных отличиях, которые вносит новый закон в деятельность
государственных служащих, Геннадий Истомин отметил, что «на сегодняшний день
госслужащий мало чем защищен, кроме того, для него не очень четко прописан механизм
соблюдения конфликта интересов. Мы очень часто слышим мнения людей о том, что
государственные чиновники коррумпированны, о том, что сегодня многие финансово-
промышленные группировки выдвигают своих ставленников в органы управления, и они
занимаются только лоббированием интересов той или иной ФПГ. В данном случае в кодексе
госдолжностей четко прописан механизм соблюдения конфликтов интересов. Будут созданы
специальные комиссии при органах управления, которые будут очень внимательно
отслеживать все эти моменты».

Новый закон также повлияет на систему оплаты труда чиновников. Она будет зависеть от
категорий госслужащих. Уже сейчас на территории области внесены изменения в кодекс
госдолжностей, согласно которым заработная плата служащих категории «А» — это депутаты и
губернатор — уменьшена на 27%, в то время как служащим категории «В» — основному составу
сотрудников, обеспечивающих деятельность органов управления, — зарплата на 30%
повышена.

Говоря об актуальности главной темы «круглого стола» для нашего региона, Геннадий
Истомин отметил, что здесь вызывает интерес ряд моментов: каким образом выделять ресурсы
на обеспечение самой законодательной деятельности, на подготовку законопроектов,
насколько правильна сложившаяся на сегодняшний день система, когда все законопроекты в
основном готовят либо сотрудники областной администрации, либо юристы правового
управления Законодательного собрания? Спикер отметил, что «в силу большой загруженности
по основной производственной деятельности работники администрации готовят
законопроекты, исходя из текущих проблем, и не особо увязывают их со всероссийским
масштабом, с общей динамикой развития законодательства». В связи с этим председателем
Законодательного собрания совместно с председателем областной избирательной комиссии
Виктором Игнатенко подготовлена докладная записка в адрес губернатора о том, что
необходимо воссоздать институт регионального законодательства, который бы тематически
готовил законы, а также реализовать идею создания центра стратегического планирования
Иркутской области. «Дело в том, что на сегодняшний день нам необходимо смотреть, какие
стратегические задачи ставит перед собой область, как они должны осуществляться и какие
законопроекты для их реализации обязательно должны быть приняты», — отметил спикер.

Заместитель председателя комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением
деятельности СФ Бато-Жаргал Жамбалнимбуев в беседе с журналистами подчеркнул, что
«парламентская работа — это особый вид деятельности, результатом которой являются
законы. Законы касаются всех в государстве, и они должны быть хорошие, качественные,
выверенные, должны соответствовать национальным целям, интересам государства,
интересам народа. И если этот процесс не регламентирован, не структурирован и
не эффективен, то и законы будут соответствующими. Естественно, народ, в первую очередь, будет
ругать парламентариев». Это, по мнению зампреда, главная причина
актуальности обеспечения законодательной деятельности.

В конечном счете, участники «круглого стола» пришли к выводам, что действующая правовая
база, регламентирующая обеспечение парламентской деятельности, по ряду позиций
существенно отстает от динамично развивающейся парламентской практики, а в отдельных
случаях и противоречит ей. Они считают, что необходимо разрабатывать и принимать на
федеральном уровне соответствующие законодательные акты. Все сошлись во мнении,
что законодательное установление оптимальной финансово-экономической модели
обеспечения парламентской деятельности — это ключ к эффективному законотворчеству.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры