Александр Касьянов: "Голодная пчела много меда не носит"
Имя Александра Касьянова, который практически всю свою трудовую жизнь провел на Восточно-Сибирской железной дороге, а в последние годы был ее начальником, широко известно в Приангарье, и не только железнодорожникам. В настоящее время Александр Иванович возглавляет Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области и баллотируется в депутаты Законодательного собрания. В беседе с журналистом Александр Касьянов рассказывает о себе и объясняет причины, по которым он решил идти в региональный парламент.
— Родился я в 1954 году на Украине, в Винницкой области. Мать —
бухгалтер. Отец — железнодорожник. Мама, слава богу, жива. Отец
ушел… — слишком дорого ему обошлась война. Он сражался под
Сталинградом и Кенигсбергом.
— При выборе профессии вы решили последовать примеру отца?
— Конечно, это повлияло на решение, принятое мной после школы Хотя
колебания были. Мои сверстники мечтали о самолетах, о космосе.
Однако победила железная дорога.
Я закончил Свердловский железнодорожный институт и попал по
распределению в Иркутск. Первое место службы — Тайшет. Должность —
дежурный по путям.
Место оказалось «горячим». Четыре направления. Весь грузопоток, в том
числе на БАМ, шел через Тайшет. Дежурному по путям некогда
перекурить. Он занимается формированием и расформированием
составов, подачей вагонов под погрузку и выгрузку. Работать
приходилось по 12 — 15 часов. Зато очень интересно было изучать
сложную жизнь железной дороги.
Через пять лет я стал первым заместителем начальника станции Тайшет.
Жизнь немного стабилизировалась, даже время свободное появилось. Но
не тут-то было. Получаю назначение в Иркутск — начальником станции.
За пять лет мы подняли станцию, вышли по показателям на одно из
первых мест в стране. Но и здесь мне задержаться не дали. Ведь на
железной дороге всегда была жесткая дисциплина, как в армии:
приказано — выполняй! Вызывает начальник дороги: «Поедешь в Улан-
Удэ». И я поехал… В Бурятии работал 7 лет — сначала заместителем
начальника отделения, затем начальником отделения. Иной, более
высокий, уровень управления, иной уровень ответственности. Здесь я
приобщился к политике — был избран депутатом Верховного Совета
Бурятии, а затем депутатом Народного Хурала самого первого созыва.
Принял непосредственное участие в разработке гимна и знамени Бурятии.
В это время начальником дороги стал Комаров. «Будешь заместителем
начальника дороги», — сказал он мне.
Период преобразований в стране. Тяжелое время. Денег нет, зарплату
платили валенками, сапогами, шубами: Долги, зачеты, перезачеты,
бартер: Три года это продолжалось. За это время я основательно изучил
промышленность Иркутской области. Тогда она очень сильно закачалась.
В первую очередь досталось нефтяникам, пошатнулся весь
лесопромышленный комплекс. Должен сказать, что в это тяжелое время
железнодорожники в прямом смысле слова спасли лесное хозяйство
области. Убежден, если бы мы не давали им 50% скидки на вывоз
продукции, ЛПК завалился бы.
— Вы сказали, что это продолжалось три года. А что произошло
потом?
— 1997 год. За три года нам удалось «вытащить» дорогу. Люди стали
регулярно получать заработную плату. Мы рассчитались с бюджетами и
со всеми фондами, полностью отвергли бартер и перешли на денежные
отношения. А в 1998 году я получил распоряжение прибыть в
Министерство путей сообщения. Проработал там два года заместителем
министра по движению, а в 2000 году вернулся на ВСЖД.
— Не очень понятно, Александр Иванович. Большинство ваших
коллег спит и видит, как бы попасть в Москву. А вы с должности
заместителя министра возвращаетесь в провинцию: Это была
опала?
— Нет! Даже удержать пытались — не сразу отпустили. Скучно мне стало:
бумажная работа, рутина. А я человек живого дела. Поэтому, как только
представилась возможность (Комарова перевели на Октябрьскую
железную дорогу), я занял должность начальника Восточно-Сибирской
железной дороги. Да, работа на железной дороге — тяжелая, сложная, без
выходных… Но это настоящая живая, творческая работа.
Главные принципы, которыми мы руководствовались в управлении
дорогой, — надежность и стабильность. ВСЖД — совершенно уникальная
дорога. Она всегда была полигоном для отработки новых технологий,
новых методов. Здесь впервые была проведена компьютеризация,
впервые вместо трехуровневой введена двухуровневая система
управления. Апробированные у нас новшества внедрялись потом на
других российских дорогах.
— Я, как пассажир, обратил внимание на то, что за последние годы
сильно изменилось лицо иркутского вокзала и других станций…
— Строительство стало нашим приоритетным, как сейчас говорят,
направлением. По моему глубокому убеждению, человек должен работать
в нормальных условиях. От того, как обустроено рабочее место, зависит
собственная культура рабочего. К примеру, когда я на станции Иркутск-
Сортировочный увидел, что рабочие переодеваются и отдыхают в
вагончиках, немедленно принял решение о строительстве
служебных помещений. При этом я всегда придерживался идеологии, в
соответствии с которой строить надо капитально, надежно, красиво.
Человек должен войти в современное, хорошо отделанное здание — такое,
чтобы захотелось у входа вытереть ноги, а уж бросить на пол окурок и в
голову бы не пришло. Вот поэтому реконструкция предприятий была
направлена на то, чтобы создать культуру производства. Хочу заметить,
что строительством я начал заниматься еще в Улан-Удэ. Но там и деньги
были другими, и условия. Мы сдавали до 26 000 кв.м жилья в год,
строили детские садики, школы-интернаты.
— Александр Иванович, весной этого года вы ушли с должности
начальника дороги. Что вас заставило принять такое решение?
— Октябрь 2003 года. Реформирование ЖД неизбежно. Все дороги стали
филиалами ОАО «Российские железные дороги». С точки зрения
стратегии решение правильное. Подготовка к реформе шла давно. Но при
этом были допущены тактические ошибки. Главная — мощная
централизация денежных потоков в Москве. Приступив к реализации
проекта, забыли пословицу «Голодная пчела много меда не принесет».
Ведь пчела, прежде чем нести нектар в улей, должна поесть сама.
Я говорю: «Вы деньги забрали, забирайте и ответственность». —
«Нет, работать и отвечать будешь ты, а управлять финансами будем мы». Так
возникло противостояние, потому что на ВСЖД деньги всегда
зарабатывали сами и сами ими распоряжались. Естественно, что я
стремился максимум заработанных средств оставить в распоряжении
дороги. Наши взаимоотношения с РАО стали ухудшаться. Последней
каплей стало строительство Северомуйского тоннеля. Мы сумели на этом
строительстве без ущерба для качества и объемов работ сэкономить 300
млн. рублей. Деньги были направлены на строительство поликлиники в
Северобайкальске, жилья в Таксимо и Северомуйске, памятника
Александру Третьему и воссоздание Николо-Иннокентьевского храма в
Иркутске. Я был награжден патриархом всея Руси Алексием
орденом Святого Сергия Радонежского и при том беспощадно «бит» московским
руководством. Меня обвинили в «нецелевом использовании средств», в
превышении полномочий. А поскольку за этим последовали интенсивные
преследования, то в апреле я написал заявление и ушел.
— Ходили слухи, что вас направили представителем РЖД в Прагу…
— Для слухов были основания. Мне предлагали работу за рубежом: в
Праге, Варшаве, Хельсинки, Пекине. Но я всю свою жизнь проработал
здесь, в Сибири, на железной дороге. Был дежурным по путям,
начальником станции, отделения, дороги. И я подумал: «А что мне
делать за рубежом?». Пошел к губернатору: «Если я нужен, дайте мне
работу!». Вот так я стал президентом Некоммерческого партнерства
товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области. Дело
знакомое. До этого я занимал эту должность на общественных началах,
теперь — на постоянной основе.
Должен сказать, что сейчас перед нами стоят важнейшие для Приангарья
задачи. Главная — создание благоприятных условий для развития в регионе
малого и среднего бизнеса. Наша беда в том, что сегодня Иркутская
область завозит много товаров и продуктов, которые мы вполне могли бы
производить сами. Страдает население. Вот поэтому мы сейчас вместе с
администрацией разрабатываем программы развития в области
предпринимательства, которое позволит обеспечить население
необходимыми товарами и материалами. Подключаем науку, привлекаем
инвестиции, находим одаренных людей, даем зеленую улицу для тех
предприятий, которые готовы выпускать нужную области продукцию.
— У вас интересная, нужная обществу работа. Но сейчас вы
баллотируетесь в Законодательное собрание области. Что вас
заставляет вернуться в политику, которой вы не занимались со
времен работы в Бурятии?
— Первым толчком стали разговоры с друзьями, коллегами, деловыми
партнерами. Меня пытались убедить в том, что мои знания, опыт,
квалификация будут весьма полезны при решении многочисленных задач,
которые стоят перед областным парламентом.
Я задумался. В народе созрело недоверие к власти. Оснований для этого
достаточно. Выборов и обещаний было много, но жить лучше люди не
стали.
Полагаю, что в своем экономическом падении мы достигли нижней
точки. Оказалось, что дальше падать некуда. Появились признаки
возрождения. Оживает экспорт, зарождаются внутренние рынки.
Оживление промышленности способствует наполнению бюджета. Деньги
в бюджете — решение социальных проблем населения: пенсии,
образование, здравоохранение, помощь малоимущим.
Но для того, чтобы произошло реальное возрождение экономики, нужны
специалисты. И эти специалисты нужны не только на производстве и в
экономике. Они необходимы в исполнительной и законодательной
власти. Это совершенно очевидно, когда ты сталкиваешься с
препятствиями на пути промышленного развития области. Хочу заметить,
что при моей нынешней работе они видны хорошо.
— Можете привести пример, Александр Иванович?
— Пожалуйста. В Иркутской области все крупные предприятия работают
с прибылью, ни одного убыточного. Но вот налоговая база областного и
местных бюджетов сокращается. В чем дело? Одна из причин в том, что
налоги платит холдинг, в который, как правило, входят эти предприятия.
А в холдинг входят не только прибыльные иркутские предприятия, но и
убыточные в других регионах. Определяя налоговые отчисления,
руководство холдинга складывает наши «плюсы» с чужими «минусами».
Вот тот крохотный «плюсик», который остается, мы и получаем. Я
глубоко убежден, что налоговую систему надо корректировать. Налог в
местный бюджет должен начисляться с дохода тех предприятий, которые
работают в области. Это лишь один из многих примеров, которые я могу
привести. В действующих законах масса прорех, через которые утекают
заработанные в области деньги. И до тех пор, пока мы эти прорехи не
ликвидируем, декларации о борьбе с бедностью останутся пустым
звуком. Есть еще одна сторона дела. Чтобы поднять экономику области,
нужны инвестиции — отечественные и зарубежные. Но инвестор придет к
нам лишь в том случае, если законы Иркутской области дадут инвестору
гарантии стабильного развития. Мало того, инвестор должен видеть эту
стабильность в течение ряда лет. Он должен быть уверен, что в
ближайшие годы не произойдет очередной революции, которая его
разорит…
У нас много законов, которые действуют еще со времен советской власти.
Естественно, что они нуждаются в переработке.
— А как вы относитесь к закону о монетизации льгот?
— Помните пословицу: «Не дай нам бог жить в эпоху перемен». Народ
устал от революций. Но есть же и другой путь — эволюционный.
Предположим, что сейчас государству не по карману обеспечить людям
заслуженные льготы. Но это не значит, что надо в пожарном порядке
принимать революционное решение. Государство должно вести себя
иначе — последовательно повышать зарплату и пенсии. Лишь повышение
пенсии и зарплаты может стать основанием для того, чтобы снять ту или
иную льготу. Вот это и будет реальная компенсация:.
Вы знаете, что при реализации этого закона в регионах должны быть
приняты соответствующие законы областей, краев, республик,
учитывающие местную специфику. Вот здесь у Законодательного
собрания Иркутской области появляется возможность подойти к этому
закону грамотно — так, чтобы интересы наших пенсионеров, ветеранов и
инвалидов не были ущемлены.
Как видите, на повестке дня нового Законодательного собрания стоит
много вопросов, в которых я, в силу своего хозяйственного,
управленческого и экономического опыта, являюсь специалистом.
Это обстоятельство и стало главной причиной, по которой я иду в
региональный парламент.
— Александр Иванович, мы с вами уже больше часа говорим о
работе. Но ведь в жизни человека есть еще и семья, отдых. Какие у
вас увлечения?
— Специфика работы железнодорожника состоит в том, что ей
приходится отдаваться без остатка. На железную дорогу приходят по
призванию. Так что большую часть времени я провожу
на работе. Но вы правы. Жизнь неполноценна, если в ней нет места семье
и увлечениям. У меня прекрасная дружная семья, хорошие дети.
Увлечения у нас общие: туризм, фото, лыжи. Для туризма у нас здесь в
Приангарье идеальные условия, никаких Канар не надо. Со своими
пацанами я прошел по берегу Байкала с севера на юг. Пять лет подряд
мы ходили на Шумак. Три года назад встал на горные лыжи —
получилось. Так что отдыхаю я активно, иного досуга не признаю.
Публикация оплачена из избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного собрания Иркутской области Касьянова А.И.