Приоритеты региона
Накануне наша газета обратилась к представителям иркутской деловой и чиновничьей элиты с вопросом: какие точки роста экономики Иркутской области необходимо задействовать?
Лариса Забродская, заместитель главы администрации
Иркутской области:
— Есть большие сырьевые проекты, способные серьезно
повлиять на рост экономики региона, но их реализация
зависит от действий федеральных чиновников. На
областном уровне нужен серьезный толчок росту малого
и среднего бизнеса. В связи с чем важен запуск
проекта «Центр региональной поддержки бизнеса».
Следует делать ставку на туризм. И это не только мое
мнение, в настоящее время многие муниципалитеты
предпринимают усилия к развитию этой отрасли.
Несомненное оживление экономики региона даст
реализация внутригазового проекта на базе
Ковыктинского месторождения.
Важно также отметить, что на рост экономики
Иркутской области значительное влияние оказывает
развитие земельных отношений. Если в прошлом году мы
согласовали передачу в аренду 382 участков, то к
сентябрю этого года — уже 770. Для нас земельный
вопрос имеет серьезное значение не только в связи с
появившейся возможностью распоряжаться землей в
интересах региона, но и
в связи с очевидным экономическим эффектом, который
дает оборот земель на территории Иркутской области,
а именно — стабильное положение областного и местных
бюджетов. В этом году платежи только от аренды в
консолидированный бюджет составили порядка
полмиллиарда рублей.
Сергей Ерощенко, президент ЗАО «Истлэнд»:
— Возможно, работа над крупными сырьевыми проектами
заставит область развивать инфраструктурную систему,
которая находится сейчас на очень низком уровне. Это
касается и автомобильного, и водного, и авиационного
транспорта. Пока жители области не могут свободно
передвигаться по всей ее огромной территории.
Достаточно сказать, что, к примеру, в отдаленные
районы, такие как Казачинско-Ленский, совершается не
более одного авиарейса в неделю. И тот не
заполняется по причине дороговизны билета, которая,
в свою очередь, формируется за счет затратности
содержания инфраструктуры в отдаленных территориях.
При этом аэропортовое хозяйство в дальних точках
находится на очень примитивном уровне. В связи с
этим необходима комплексная государственная
программа по решению данной проблемы. Нынешнее
отношение к транспортной инфраструктуре хорошо
иллюстрируется на примере паромной переправы к
острову Ольхон, которую обслуживает ОАО
«Восточно-Сибирское речное пароходство». Власти
считают, что это продолжение дороги, передвижение по
которой должно быть бесплатным. Но любому
здравомыслящему человеку очевидно, что паром —
высокотехнологичное сооружение, которое обслуживают
люди, отвечающие за безопасность
пассажиров. Компания несет на это затраты, как
минимум ее работа должна быть рентабельной.
Татьяна Штыркина, управляющая Иркутским филиалом
Банка «Сибирское О.В.К.»:
— Основной прирост экономики области идет
за счет энергетики, металлургии, лесной отрасли. К
сожалению, в регионе слабо развивается сфера
промышленности с высокой добавленной стоимостью.
Хотя до перестройки здесь размещался мощный
машиностроительный комплекс. Теперь от него осталось
лишь Иркутское авиационное производственное
объединение. Сырьевой характер делает региональную
экономику очень уязвимой. Обидно, что добавленная
стоимость товаров, изготовленных из местного сырья,
часто формируется не только за пределами области, но
и за пределами России. По-моему, выходом из этой
ситуации является вовлечение в региональный бизнес
корпораций, специализирующихся на производстве
готовой продукции. Сегодня мы имеем
примеры проявления их серьезного интереса к региону.
Олег Каньков, директор Иркутского представительства
корпорации «Илим Палп»:
— Сегодня в области более 70% предприятий лесной
отрасли являются банкротами. Парадоксальная цифра,
учитывая то, что лесозаготовка и лесопереработка —
это очевидные точки роста экономики Приангарья.
Сегодня в лесу выгодно все: просто заготавливать
древесину, грузить ее на экспорт в круглом виде,
делать доску, вести глубокую переработку. Даже на
отходах можно зарабатывать — сжигать их и делать
тепло. Уверен, что ситуация должна быстро меняться:
здесь начали появляться молодые квалифицированные
кадры. Но по-настоящему стимулировать процесс роста
эффективности лесной отрасли можно, поставив всех
участников рынка в равные условия. Надо сказать, что
организаторы фирм-воруйщиков — это очень
предприимчивые люди, их надо только развернуть лицом
к закону.
Владимир Якубовский, мэр Иркутска:
— В Иркутске в ближайшее время ожидается
инвестиционное оживление на строительном рынке. С
одной стороны, с принятием генплана в областном
центре появились новые площадки под массовое
строительство. С другой, как свидетельствуют
общероссийские тенденции, рынок недвижимости
центральных регионов насыщен и строительные компании
намерены идти в Сибирь. Так, серьезный интерес к
Иркутску уже проявляют крупные московские и даже
иностранные строительные фирмы. Кроме этого, в
отраслях экономики города произошло накопление
собственного капитала, который бизнес готов
вкладывать в развитие инфраструктуры.
Татьяна Кубасова, доцент факультета коммерции
Байкальского государственного университета экономики
и права:
— На мой взгляд, точкой роста экономики должно
стать сознание каждого человека. Каждый, будь то
чиновник, служащий, бизнесмен, на своем рабочем
месте должен честно делать свою работу. А с точки
зрения экономической теории, рост должны обеспечить
отрасли с быстро оборачиваемыми ресурсами. Только
надо научиться работать с деньгами населения.
Необходимо вернуть доверие людей к финансовым
институтам.
А дальше судите сами: малый бизнес, не требующий
высоких инвестиций, при минимуме усилий может дать
не только экономический эффект, но и социальный. К
тому же он может носить еще и инновационный
характер. Конечно, инфраструктурные проекты тоже
необходимо развивать. Но как раз на инновациях
зиждется то, что быстро растет.