издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бизнес -- малый, возможности -- большие

  • Автор: Алексей АЛЬМУХАМЕДОВ, начальник департамента предпринимательства, малого и среднего бизнеса админист

Отсутствие эффективной инфраструктуры поддержки малого бизнеса отчасти объясняет причину достаточно низкого уровня его развития. В Иркутской области на тысячу жителей приходится 3,1 малых предприятий, когда в среднем по России этот показатель составляет 6. Среди регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, по количеству малых предприятий на душу населения область уступает Томской области, где на тысячу жителей приходится 7 малых предприятий, Кемеровской области - 4,6, Красноярскому краю - 3,7.

Однако именно средний и малый бизнес чаще всего
создают стабильность в регионе, обеспечивая
налоговые потоки, которые гораздо меньше зависят от
состояния и уровня всей мировой экономики. При этом
крупные национальные и транснациональные компании
создают огромные финансовые ресурсы, что позволяет
обеспечить долговременный стратегический маневр,
весьма важный в проведении модернизации региональной
экономики. При этом важен именно баланс между
развитием малого и крупного бизнеса.

Региональная инфраструктура поддержки
предпринимательства сейчас представляет сеть
территориальных агентств поддержки малого бизнеса.
Однако проведенный в Иркутской области опрос
предпринимателей показал, что более 60%
предпринимателей не знают или не оценивают позитивно
мероприятия, проводимые администрациями городов,
районов в сфере поддержки малого бизнеса. В
значительной мере это связано с отсутствием
системного подхода в оценке реальных потребностей
предпринимателей.

Над новой концепцией поддержки предпринимательства
работал целый коллектив, объединяющий представителей
власти, коммерческих кругов, ассоциаций
предпринимателей, научной и высшей школы,
региональных финансовых институтов. В результате
родилась идея создания Центра предпринимательских
возможностей. Проект центра, недавно предложенный к
совместной реализации администрацией Иркутской
области Некоммерческому партнерству
товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской
области (НПТиП), объединит фабрику бизнес-идей,
инновационный маркетинговый центр, центр
субконтрактации, венчурный паевой инвестиционный
фонд. В эту систему будут интегрированы и
существующие территориальные агентства развития
малого бизнеса. НПТиП намерено выступить учредителем
центра.

Мы считаем важным, что на нынешнем этапе устремления
властей, крупного и малого бизнеса совпали. Крупный
бизнес готов инвестировать средства в создание новых
рабочих мест на территории, где ведет сокращение
персонала. По официальным данным, в 2004 году на
крупных предприятиях планируется высвободить 1700
сотрудников. В 2005 году на производстве будет
сокращено около 4 тыс. человек.

Большинство участников инвестиционного процесса
сходятся во мнении, что одной из главных причин
того, что интересные инновационные идеи не находят
финансовой поддержки, является то, что бизнес и
наука говорят на разных языках. Наука хотела бы
конвертировать свои разработки в бизнес. Ежегодно
издаются сборники инновационных проектов. Но большая
часть этих интереснейших идей просто не понятна
потенциальным инвесторам, которых больше интересует,
как готов рынок к предлагаемым новшествам, а не
технические характеристики продукта. Вот эту задачу
— научить участников процесса говорить на одном
языке — и должна решать фабрика бизнес-идей.

Учитывая это обстоятельство, в основу
инновационно-маркетингового центра мы заложили
работу специалистов, как раз изучающих потребности
рынка с точки зрения потребностей в технологических
новшествах, а затем через взаимодействие с учеными
способных реализовать эти потребности. В
Новосибирске маркетинговые центры уже работают. В
Иркутске планируется создать такой центр при
Иркутском научном центре, поскольку рынком
востребованы исследования на стыке наук.
Инновационный маркетинговый центр должен
взаимодействовать с фабрикой идей.

Итак, в предлагаемой системе проект попадает на
фабрику идей, где происходит его оценка с точки
зрения жизнеспособности как бизнеса. Далее проект
получает оценки разных отраслевых экспертов и может
быть доработан с учетом этих мнений. Если это
интересная техническая идея, требующая значительных
производственных ресурсов, то она попадает в центр
субконтрактации. У многих промышленных предприятий
есть производственные мощности, которые используются
время от времени, но затраты на их содержание
приходится нести постоянно. Зато малый бизнес в силу
разных причин, и главным образом из-за дороговизны,
испытывает проблемы с доступом к основным средствам.
В случае с центром субконтрактации малое
предприятие, обладая какой-то ключевой инновационной
идеей, получит возможность взаимодействовать с
крупным предприятием, размещая у него заказы на
производство какого-то изделия.

В перспективе центр должен стать коммерческой
организацией, которая будет самофинансироваться
через связь держателей идей, инвесторов, получая
коммерческое вознаграждение за посредническую
деятельность. Вопрос поиска менеджеров для этого
центра можно решить через программу подготовки
управленческих кадров для организаций народного
хозяйства РФ. В Иркутске подготовлено более
четырехсот человек. Однако, выделив деньги на такую
подготовку, государство сказало «А», но забыло
сказать «Б». И большой потенциал выпускников,
работающих на высоких должностях в различных
отраслях и на большинстве территорий области, пока
мало востребован властью. Кроме того, в регионе
ежегодно проводятся конкурсы управленцев, например,
«Байкальский кадровый резерв». На мой взгляд, на
выходе мы могли бы получать целые команды, которым
можно доверить реализацию сложнейших инвестиционных
проектов. Организация центра
— это возможность создать своего рода институт
девелоперов — развивателей бизнеса.

Мы должны стремиться к идеальной конструкции
бизнеса: голова — хороший коммерческий агент,
который будет анализировать рынок, выпускать товар
на рынок по законам рынка. А так как
предпринимательская активность является одним из
видов социальной активности населения, то все это
вместе будет способствовать построению не только
экономически сбалансированного, но и здорового
гражданского общества.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры