издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Встреча на Байкале

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ, заслуженный работник культуры России

Пятнадцатый. Под таким номером прошел в Утулике фестиваль "Театральная осень на Байкале". Цифра нешуточная. "Пусть каждый отнимет от своей жизни 15 лет, - сказала на открытии директор фестиваля начальник отдела по культуре и молодежной политике администрации Ангарского музыкального образования Елена Кириченко, - и представит себе, что это такое".

За годы сложились нравы, пристрастия и привычки
«Театральной осени». Одна из заложенных и постоянно
поддерживаемых традиций байкальских театральных
встреч — союз любителей с профессионалами. Цена
этому велика. «Профи» для «люби» — живой урок,
школа, образец для постижения сценических тайн. А
профессионалы заражаются у любителей неподдельной
страстью, нескончаемым азартом, непоказным
бескорыстием.

Давний друг «Театральной осени» народный артист,
лауреат Государственной премии России, лауреат
премии «Золотая маска» Виталий Венгер. Длинен список
содеянного им за годы на фестивале: творческий
вечер, вечер монологов любимых героев, исполнение
фрагментов из записных книжек Александра Вампилова,
выставка шаржей (как известно, актер-патриарх и в
этом мастак), презентация книги «Венгершарж»…
Виталий Константинович бывал на Байкале и членом
жюри. На «Круглом столе с острыми углами», где
обсуждаются любительские спектакли, он
выплескивается с полной отдачей.

Почтил своим участием байкальский фестиваль и другой
патриарх-охлопковец — народный артист России Виктор
Егунов. В его творческий вечер вошла сцена из «Села
Степанчикова» Достоевского; Фома Опискин — одна из
вершинных ролей мастера. На пару В. Егунов и В.
Венгер исполнили знаменитый диалог Счастливцева и
Несчастливцева из «Леса»
А. Островского. В зале, заполненном
театралами-фестивальщиками, сцена об актерском
братстве, о путях-перепутьях горемык-комедиантов,
чистых душой лицедеев-странников звучала с особой
сокровенностью.

На одной из байкальских встреч народный артист
Виталий Венгер и иркутский театровед Виталий
Нарожный рассказали о легендарной актрисе иркутских
драматических подмостков середины прошлого века
Екатерине Евгеньевне Барановой. Это была любимица
публики, воистину народный самородок. Она не кончала
театральных учебных заведений, не имела дипломов и
свидетельств, но достигла высот профессии своим
природным даром, жадностью к жизненным впечатлениям,
острой наблюдательностью, открытой для человеческих
бед и восторгов душой. На «Театральной осени» решено
было учредить конкурс актерских работ и дать ему имя
заслуженной артистки Российской Федерации Екатерины
Евгеньевны Барановой — бабы Кати, как звали ее
любовно друзья и коллеги, а вслед за ними и зрители.
Лучшие лицедеи-любители хранят как реликвию дипломы
с портретом Екатерины Барановой.

А раз приехал в нашу любительскую вотчину
профессиональный театр-студия «Канитель» с Алтая, из
Бийска, и угостил интересным спектаклем «Над
пропастью во ржи» (по Д. Сэлинджеру).

Прошлым августом десант из 21 человека высадил на
байкальский брег Иркутский академический драмтеатр
имени Н.П.Охлопкова. Это было красиво. Уже когда
актеры, одетые в костюмы чеховских времен, шли по
территории турбазы, приютившей фестиваль, — этой
картиной невозможно было не любоваться. Фрагменты из
«Чайки» были представлены на берегу реки Утулик. Это
придумал директор охлопковского театра, неистощимый
в своих выдумках Анатолий Стрельцов. На фоне водной
глади, заменяющей чеховское озеро, все выглядело
необыкновенно. А Мария Елина — Нина Заречная читала
свой монолог «Люди, львы, орлы и куропатки…» в
кабине подвесной дороги, соединяющей берега реки
Утулик. И, словно по зову, живая чайка прилетела к
месту действия, представляете? Окажись Константин
Треплев на «Театральной осени», он, чудится, выдумал
бы именно такую мизансцену. «Мы никогда не играли и,
может быть, больше никогда не сыграем «Чайку» на
берегу реки, среди живой природы, — говорит народная
артистка России Наталья Королева. — Это самые
сильные впечатления в жизни, в профессии».

Художественный руководитель академического театра
Геннадий Шапошников провел на фестивале открытую
репетицию комедии Альдо де Бенедетти «Я тебя не знаю
больше, милый» — что для любителей может быть
любопытнее и полезней?

Кажется, больше других был взволнован заслуженный
артист России Виталий Сидорченко, и не только тем,
что на Байкале состоялась презентация его книги
«Иркутская антреприза»: «У меня самые добрые
впечатления, потому что я через 42 года встретился
со своими бывшими коллегами. Когда-то я начинал свой
творческий путь в народном театре Ангарского
нефтехимического комбината (теперь это «Чудак»). Я
очень рад увидеть другое поколение, другие
творческие возможности любителей из Ангарска».

И на нынешнем театральном празднике «Осень — 2004»
на байкальском берегу мастера-охлопковцы были рядом
с театралами-дилетантами. Вместе с театрами
«Предместье» из Иркутска, «Дионис», «Чудак» из
Ангарска, «Ковчег» и татарский театр «Коралл» из
Усолья-Сибирского заняли свое место в фестивальной
афише мастера Иркутской театральной академии.

Молодые служители охлопковской сцены Надежда
Анганзарова, Анастасия Шинкаренко, Анатолий
Братенков на встрече с фестивальщиками охотно
отвечали на множество вопросов, приоткрывая свои
привязанности, творческие устремления и бытовые
подробности жизни молодого актера (любителям
интересно все!).

Художественный руководитель охлопковского театра
Геннадий Шапошников увлек слушателей идеей нового
репетиционного метода, который он поименовал
принципом деконструкции.

Мастера капустнических дел, заслуженные артисты
России Николай Дубаков, Яков Воронов, Владимир
Орехов представили «Юморину», энергично вовлекая в
орбиту представления зрителей.

Виталий Венгер вместе со своим партнером Геннадием
Марченко под эгидой Иркутского антрепризного театра
«Свидание» дали спектакль «Новые русские старики»
(по пьесе Николая Коляды «Нюня») — трогательную
историю о попавших под гусеницы рынка представителях
старшего поколения.

Да и песни прошлых лет, поклонником которых является
засл. арт. Николай Дубаков и которые в его
исполнении неутомимо звучали в ночном театральном
кафе «Палатка N 6», — это тоже фестиваль, тоже
праздник.

Горячее спасибо мастерам-охлопковцам от любителей
сцены. Спасибо их деятельному директору,
заслуженному работнику культуры России Анатолию
Стрельцову за понимание, сочувствие и поддержку.
Благодаря им афиша 15-й «Театральной осени на
Байкале» стала богатой и разнообразной.

«Не за огонь люблю костер — за тесный круг друзей»
— это и про нас, про «люби» и «профи», встречающихся
под сенью великого озера.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры