Исполнен долг...
Два условия определяют судьбу любой, не обязательно только художественной, книги. Она должна быть выстрадана автором и одновременно востребована временем. Если эти две струны звучат в унисон, книгу ожидает счастливая жизнь: на полке магазина не запылится, в архиве не задохнется.
Недавно выпущенную в свет Новосибирским
издательством «Наука» монографию «Основы
современной терапии» заслуженный деятель науки России,
член-корреспондент РАМН, доктор медицины, профессор
Александр Александрович Дзизинский называет заказом души.
В эксклюзивном интервью нашей газете он признался:
— Прежде чем отпустить «в люди», я шлифовал ее три
последних года, но писал — всю жизнь.
Нужно представить эту жизнь, без остатка отданную
врачеванию и обучению дипломированных
врачей, чтобы хоть приблизительно понять, какой
глубины опыт спрессован страницами, еще пахнущими
типографской краской. 43 года безотказной
медицинской практики, 30 лет профессорства, четверть
века руководства Иркутским государственным
институтом усовершенствования врачей…
Мой собеседник — первый и бессменный ректор учебного
заведения, в стенах которого постигается, быть
может, самая трудная, самая необходимая людям наука:
лечить, опираясь не на затверженные
со студенческой поры штампы, а на пульс современной
медицинской мысли. За пролетевшее двадцатипятилетие
такую выучку прошло никак не меньше ста тысяч врачей,
практикующих не только в Приангарье, но и в
сопредельных с нами регионах: вычленить ГИУВ из
сферы здравоохранения Восточной Сибири просто
невозможно.
Но коль речь сейчас не об уникальном
учебном заведении как таковом, готовящемся нынешней
осенью справить свой четвертьвековой юбилей, а о книге
его ректора, адресованной широкой профессиональной аудитории,
обращу внимание на одну знаковую подробность. Первым
«кирпичиком», заложенным в фундамент ГИУВа, была
именно кафедра терапии и кардиологии; заведует ею с
лета 1979 года все он же — терапевт широкого профиля
Александр Александрович Дзизинский. Согласитесь,
одно дело, конечно, тоже многотрудное, — стоять у руля
института, в «кроне» которого сегодня тридцать семь
кафедр, развернутых на площадях фактически всех
лечебных учреждений областного центра; совсем
другое, куда более сложное — продолжать его
строить, постоянно подпитывая древо врачебной
мудрости энергией своей мысли. И в этом отношении
можно считать «Основы современной терапии» вкладом
ученого и педагога в предстоящие несколько десятилетий
врачебной практики.
— Александр Александрович, не обидно ли трудиться над
книгой всю жизнь и при этом отдавать себе отчет в
том, что ее срок скоротечен?
— Я должен был ее написать по ряду причин. Первая и,
наверное, самая главная продиктована объективной ситуацией.
Каждые пять — семь лет объем научной информации, в том числе
и медицинской, увеличивается вдвое, и приблизительно в течение
этих же лет старые знания уступают место новым. Осознайте
драматизм: молодой врач, шесть лет проучившийся в вузе и
седьмой — в клинической интернатуре, самостоятельно
подходит к постели пациента. С багажом, во многом
уже ставшим балластом. А перед ним — живой человек,
и страдание пациента — тоже живое, не абстрактный пример из
учебника. Медик не может не учиться все время, пока он
практикует. Вузовский диплом — только пропуск в
профессию, но не более того. Врачебная совесть мне не
давала покоя: я просто ОБЯЗАН был написать руководство,
основанное на протоколах современной доказательной
медицины, на наработках моей кафедры, наконец, на личном опыте.
Я реалист и отдаю себе отчет в том, что спустя десятилетие-
другое стандарты лечения терапевтических и кардиологических
больных, ныне предлагаемые Минздравом и опробованные
ведущими клиниками России и зарубежья, уже не будут столь
актуальны. Что же делать? Полураспад знаний не
остановить — долгосрочного прогноза в медицинской
науке, как и в любой другой, просто не может быть.
Но те десять или двадцать лет, которые предопределены моей
последней книге, я надеюсь, она проживет с максимальной
пользой для коллег. Шесть ее глав охватывают главные
разделы терапии: кардиологию, ревматологию, пульмонологию,
гастроэнтерологию, нефрологию и эндокринологию. В каждой
представлены недуги, с которыми наиболее часто встречаются
врачи; даны клиника и критерии диагностики болезней.
— Сейчас так много говорят о доказательной
медицине, что врачевание чуть ли не становится
вровень с самыми точными науками. Что же, по вашему
мнению, лежит в ее основе?
— Если наиболее обобщенно, то я бы назвал два критерия,
определяющие сущность доказательной медицины: лечение
должно улучшать качество жизни пациента и увеличивать ее срок.
Я старался дать в книге такой объем знаний,
который поможет врачу лечить, опираясь именно на эти принципы.
В том водовороте специальной литературы, что буквально
захлестывает, нелегко рядовому медику отделить зерна от плевел,
найти и использовать у постели больного информацию, которой
было бы неопасно довериться. Вот и вторая
причина, побудившая меня засесть за книгу: хотелось
дать в руки коллегам компас, по которому они смогли
бы сверять свой курс.
— Заканчивая предисловие к последнему своему труду,
вы написали: «Книга рождалась в раздумьях
о нелегкой судьбе российских медиков и убежденности
в ее практической значимости для врачей, слушателей и
студентов, посвятивших свою жизнь терапии». Что сегодня
более всего тревожит вас в отечественном здравоохранении?
— Социальная униженность врачей. При каторжном
труде — нищенская заработная плата. Если эта моя
книга станет подспорьем коллегам в нашей общей
профессиональной деятельности, буду считать, что
достиг желанной цели…
… Над письменным столом Александра Александровича
Дзизинского, за которым он правил типографские гранки
«Основ современной терапии», — портрет Василия Шукшина.
— Он близок мне по духу, по восприятию жизни, —
говорит ученый о любимом писателе.
Можно понять, почему в домашней библиотеке
ректора Иркутского института усовершенствования
врачей шукшинские рассказы соседствуют с добрым
десятком его монографий, увидевших свет раньше
«Основ современной терапии». Ведь книга, резонирующая на
человеческую боль, всегда находит свое место в
духовной жизни сограждан. А уж художественная она
или научная — второе дело…
НА СНИМКЕ: А. Дзизинский