Твое тепло, Астрахань!
Как в прежние времена, возобновились гастроли театров Иркутска по городам России, к которым прибавилось и зарубежье. Творческая жизнь коллективов наладилась, принося актерам новые впечатления, а с ними и новое вдохновение.
С таким ощущением приехала труппа музыкального театра из Астрахани, где
за гастрольный месяц она показала 31 спектакль. «Конечно, было трудно
выходить каждый вечер на сцену и работать без выходных, — рассказывает
директор Владимир Шагин. — Хотя этим летом в Астрахани и не было
изнуряющей жары, играть актерам было сложно. В каждом антракте
приходилось сушить мокрые костюмы, поправлять прически и грим».
Южный город на Волге театр выбрал не случайно. Сценические площадки
далеко не всех городов подходят нашему театру, привыкшему к
большим размерам и декорациям, выполненным с размахом. Трудно было эти
декорации помещать на сценах Воронежа и Владивостока, где
гастролировали в предыдущие годы. В Астрахани иркутянам предоставили
площадку так называемого гастрольного театра, правда, подсобных помещений
и фойе в этом здании нет, зато прекрасная сцена и зрительный зал, рассчитанный
на 1100 мест.
Когда Владимир Шагин приезжал в феврале договариваться о предстоящих
гастролях, он был приятно удивлен тому, что музыкальный редактор областного
радио хорошо помнит гастроли нашего театра 1970 года, многих его актеров. С
особой теплотой она вспоминала Виктора Жибинова и Макса Шнейдермана.
Первыми покупателями билетов в кассах тоже были зрители с хорошей
памятью, но их оказалось немного. В основном шли люди,
для которых театр из Сибири казался настоящей экзотикой.
Астрахань, в которой есть своя консерватория,
принимала спектакли нашего театра несколько иначе, нежели
иркутские зрители. Они слышали, что в труппе не хватает настоящих певческих
голосов, особенно мужских. Об этом Владимир Шагин говорит без смущения,
потому что проблема солистов стоит не только перед нашим, но и
перед многими
оперными театрами России. В последнее время распространилась практика
работы актеров по контрактам. Исполнители столичных городов едут работать
за рубеж, провинциалы — в столицу. Не случайно так неуспешно прошли
гастроли Бурятского театра оперы и балета в Иркутске. Многие певцы,
связанные контрактами, хоть и числятся в штате театра, не смогли приехать в
наш город и поддержать своих коллег по сцене.
В той же Астрахани тамошний музыкальный театр работает по принципу «вахтенного
метода». Режиссер-постановщик и музыкальный руководитель приглашены из
Большого театра, премьерные спектакли тоже поют солисты из Москвы. Но на
западе все проще — сели артисты в поезд и за ночь добрались до Астрахани, а до
Иркутска попробуй долети. Несмотря на эти обстоятельства, в планах нашего
театра тоже стоит создание оперного спектакля с приглашением
солистов со стороны. Но это не выход из
положения, коллективу нужны свои исполнители с хорошими голосами.
— Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, — говорит Шагин.- В
следующем году мы вновь сделаем набор студентов в театральное училище на
факультет актеров музыкального театра. Постараемся набрать ребят поющих, с
поставленными от природы голосами.
Не все спектакли, которые театр брал на гастроли, прошли успешно, например,
после первого показа «Корневильских колоколов» зрительский интерес к нему
несколько снизился. Зато по-прежнему лидировали «Юнона» и «Авось»,
«Сильва», «Ордер на убийство». Блистательно прошли все балетные спектакли,
возможно, случилось это еще и потому, что в Астрахани балетной труппы,
подобной нашей, нет. На заключительный концерт, кажется, собрался весь
город. 1100 мест не хватило всем желающим попасть на него, многие зрители
стояли в проходах. После каждого номера раздавались шквал аплодисментов и
крики «браво». Были и просьбы остаться поработать еще в Астрахани.
Но это невозможно. Театр отсутствовал в родном городе 45 дней, актеры
устали. Сегодня они в долгожданном отпуске, который продлится до 28
сентября. О планах на предстоящий сезон говорить пока рано, но очевидно, что
иркутские зрители встретятся в нем со своими любимыми спектаклями и
актерами, у многих из которых есть свои поклонники и фан-клубы.
Столь необходимые для творческого роста и успешной работы гастроли
состоялись благодаря поддержке губернатора Бориса Говорина и начальника
Восточно-Сибирской железной дороги Александра Тишанина.