Реформа без границ
Муниципалитеты делят землю
С нового года территориальное устройство Иркутской области изменится. Карта региона
будет перекроена в связи с реформой местного самоуправления, о которой было
объявлено в октябре прошлого года. Чиновники убеждены, что реформирование
приблизит власть к населению: к новому году вместо сегодняшних 37 в регионе появится
без малого четыре сотни муниципалитетов, где в будущем году пройдут выборы мэров и
депутатов Дум.
Предстоит создать два уровня местного самоуправления. Первый уровень — это городские
и сельские поселения. Их в области, по предварительным оценкам, будет создано 62 и 294
соответственно. Они будут объединены в 27 муниципальных районов. Ко второму уровню
самоуправления относятся еще и городские округа, раньше их было принято называть
городами областного подчинения. Такой статус получат 13 населенных пунктов. В их
числе Иркутск, Братск, Усолье-Сибирское. Возможно, такой статус получат Свирск и
Бирюсинск. Зато на территории городов Ангарска и Шелехова будут образованы
городские поселения — муниципалитеты первого уровня.
«Других центров с социальной инфраструктурой для прилегающих к Ангарску и
Шелехову поселков нет, — подчеркнул в беседе с журналистами Александр Ведерников,
глава рабочей группы при администрации Иркутской области, которой предстоит решить
территориальные задачи реформы. — Создавать очень мелкие поселения даже экономически
нецелесообразно. На что потом содержать органы местного самоуправления?» Кстати,
самое большое количество поселений — 21-будет создано в Иркутском районе.
Александр Ведерников отметил основной принцип территориального деления
заложенный в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
— доступность. Для территорий с низкой заселенностью (Бодайбинский, Качугский,
Казачинско-Ленский, Мамско-Чуйский и еще 11 районов) — транспортная доступность.
Это значит, что расстояние от центра поселения до входящих в него деревень и поселков
не должно превышать 600 километров. Для всех остальных — пешая
доступность, не более 20 километров.
Несомненным положительным моментом реформы местного самоуправления станет
решение вопросов, связанных с территориальными притязаниями муниципалитетов друг
к другу. Спорных ситуаций не так много, и в основном они решились вполне полюбовно.
Взять, к примеру, областной центр. Иркутск и Иркутский район с 1995 года пытались
урегулировать между собой земельные отношения.
Городские объекты частенько попадали на территорию района. Так случилось с Ново-
Иркутской ТЭЦ, большая часть которой была расположена не в городе, а в районе. Или
отель «Солнце» и БайкалБизнесЦентр практически являлись объектами городской
инфраструктуры, но фактически принадлежали району. То и дело возникали казусные
ситуации, когда жители части подъездов одного дома были горожанами, части
— селянами.
Так было еще два месяца назад. Но новое земельное и муниципальное законодательство
заставило оба муниципалитета форсировать решение территориального вопроса. В
результате Иркутску была передана земля с городскими постройками, половина
Чертугеевского залива, где теперь планируется построить жилой микрорайон. Граница
областного центра расширилась за счет территории Ново-Иркутской ТЭЦ. А Иркутский район
получил участок гордской земли вместе с налогоплательщиком — компанией «Иркутскпищепром».
Но в шести муниципалитетах — Тайшете и Тайшетском районе, Черемхове и
Черемховском районе, Нижнеудинске и Нижнеудинском районе — границы будут
определены после референдума. Голосование по территориальному вопросу планируется
совместить с выборами в Законодательное собрание, которые состоятся 10 октября.
Ожидается, что до 25 августа местные Думы всех этих муниципалитетов объявят о
проведении голосования.
Как правило, конфликтные ситуации, связанные с определением границ территорий,
указывают на наличие на спорных территориях промышленных объектов. Как в случае с
Черемховом и Свирском. Последний, в отличие от угольной столицы, является площадкой
для развивающихся производств, но по закону входить в Черемховское городское
муниципальное образование уже не может. По словам Александра Ведерникова, реформа
оставляет за муниципалитетами в качестве бюджетообразующего земельный налог. Этим
он объясняет противостояние властей Тайшета и Тайшетского района, которые так и не
могут прийти к согласованной позиции относительно границ муниципалитетов.
Мэр Тайшета Николай Шрайнер считает, что городу надо развиваться, для чего требуются
новые земли. «А то у нас город от сельского поселения будет отделять дорога, — сказал
он. — Нам нужна также земля для строительства алюминиевого завода, не можем же мы
его построить в парке». Власти города предложили образовать муниципальный район в
составе Тайшета, Бирюсинска и рабочего поселка Юрты. Тогда в зону ведения властей
Тайшета попала бы и площадка под алюминиевый завод, и участок, где планируется
проложить нефтепровод. Но с этим категорически не согласен мэр Тайшетского района
Анатолий Зелезинский. «По закону город должен отдать нам поселок Юрты, который
находится от него на расстоянии 40 км и общей границы с ним не имеет. Возможно, и
Бирюсинск войдет в район», — отметил Анатолий Зелезинский. Правда, предложение
мэрии Тайшета не было принято рабочей группой, поскольку не соответствует
федеральному закону «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Источник в
рабочей группе отметил, что в рамки закона скорее укладывается вариант мэрии района, а также
идея об объединении двух муниципалитетов.
Закон об основах местного самоуправления ставит жесткие сроки по определению границ
муниципальных образований. Они должны быть утверждены законами Иркутской области
до 31 декабря нынешнего года. Всего таких нормативных актов будет принято 37, по
сегодняшнему количеству муниципалитетов.