По программе "Служу Отечеству"
Запись беседы нашего корреспондента с педагогом, руководителем музея профессионального училища N 2 города Иркутска Марией Александровной Владимировой является продолжением начатого разговора под рубрикой "Инициатива и опыт" в июньском выпуске "ИВ" (см. "ВСП" 17.06.04).
Еще в прошлом учебном году с 3 по 9 сентября в группах
на собраниях учащихся, потом на педагогическом совете
училища была утверждена комплексная программа по военно-патриотическому
воспитанию «Служу Отечеству», а затем одобрена советом
ветеранов Ленинского округа города Иркутска.
— Определяя содержание программы, — рассказывает Мария
Александровна, — мы исходили из традиционных, выдержавших
испытание временем форм воспитания, присущих учебным
заведениям начального профессионального образования.
Здесь всегда были приоритеты трудолюбия, взаимоуважения,
справедливости, дружбы, уважения к старшему поколению
и преемственности традиций, интернационализма и патриотизма.
К сожалению, понятие «патриотизм» сегодня кое-кем подменяется
фразой, претендующей на лозунг «Россия — для русских».
Это противоречит сути России, ведь наша страна многонациональная
и многоконфессиональная. Еще необходимо время, чтобы
понятие «россияне» отложилось в умах и душах всех слоев
и групп населения нашей страны и в зарубежье.
— Какие задачи перед коллективом определяет программа
и какова ее концепция?
— В основе программы лежат принципы демократизма, законности,
системности, преемственности и поэтапности, дифференциации
по возрастным и другим особенностям, а также многообразия
и комплексного единства форм и методов деятельности.
— Расскажите о главных направлениях деятельности, и
по возможности подробнее.
— Первое конкретное направление — оказание шефской
помощи участникам войны и ветеранам тыла, нуждающимся
пенсионерам, ветеранам труда. Акция «Милосердие». Постоянное
сотрудничество с фронтовиками и женщинами — ветеранами
войны и ветеранами предприятия, с воинами-афганцами
и участниками антитеррористических боев на Северном Кавказе,
в Чеченской республике. Встречи с ними, поздравления,
подготовка концертов и гуманитарная помощь в Дни воинской
славы, а также в День пожилого человека и День матери.
Мы считаем важным обязательное участие в благоустройстве
и уходе за местами захоронений фронтовиков, за обелисками
и памятниками в своем микрорайоне.
В июньском выпуске «Иркутского ветерана» рассказывалось
о нашем поисковом отряде «Байкал». Готовятся публикации
по исследовательским работам учащихся, активистов музея.
Ребята сами занимаются проектированием исследований,
пишут рефераты, сочинения, мы называем эти работы (и
этого не надо бояться) научными исследовательскими
работами. Учащиеся выступают с ними на конференциях,
публикуют в ежемесячном выпуске бюллетеня «Память сердца»,
который издается в училище с марта 2002 года.
Хочу обратить внимание, что отдельной строкой в разделе
поисково-исследовательской деятельности записано:
совершенствование работы музея боевой и трудовой славы
училища.
В нашей практике многие формы работы с допризывной молодежью
уже прижились: военизированные игры «Зарница» и «Орленок»,
дни здоровья — летом на базе «Дачная», а зимой, ко Дню
защитников Отечества, на базе «Ласточка». Популярны и
новые формы, например, совместно с командованием ракетной
гвардейской дивизии проведены дни допризывника, осуществляется
связь с воинскими подразделениями, переписка с выпускниками,
служащими в армии, работа с военкоматами.
Планируется создание молодежного центра гражданского
и патриотического воспитания учебных заведений начального
профессионального образования области. На его базе будут
проводиться конкурсы, спортивное многоборье, встречи
с ветеранами.
Предусматривается проведение совместных мероприятий
с патриотическими объединениями общеобразовательных
школ и средних специальных заведений.
— Каковы сроки реализации программы?
— Предусмотрено два этапа: организационный, то есть
запуск программы, — 2003-2004 годы и на 2004-2005-й
— становление, официальное признание и последовательное
выполнение намеченного.
В нашем училище большая часть инженерно-педагогических
кадров имеет высшую и первую категории квалификации.
В училище работает много заслуженных учителей и мастеров
Российской Федерации, почетных работников начального
профессионального образования. Их творческий подход
к делу, любовь к профессии способствуют высокому уровню
обучения и воспитания юношей и девушек. У нас широко
внедряются современные информационные технологии.
Скоро начнется новый учебный год. Для нашего коллектива
он особенный, юбилейный. Одна из исследовательских работ
учащихся посвящена истории профессионального училища
N 2. Предлагаем вам это сочинение для публикации в следующем
выпуске.
— Спасибо, Мария Александровна! Предложение принимается.