издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смелый взлет "Иркута"

  • Автор: Алексей СНЕГИРЕВ

За парадом крылатой техники, в честь 70-летия Иркутского авиационного завода и Дня воздушного флота России наблюдали 20 тысяч человек

Голубая даль неба казалась бездонной. Даже легкие
перистые облака, с утра скопившиеся над аэродромом, к началу
праздника куда-то исчезли.

Все огромное пространство вокруг взлетной полосы было
заполнено народом. Многие пришли сюда, на территорию
авиационного завода, задолго до начала воздушного парада.
Строгие работники службы охраны в этот день были
снисходительны и пропускали через проходную не только
работников завода, но и членов их семей, ветеранов
авиационного производства.

Да и как иначе, если организаторы праздника назвали его
днем открытых дверей, подчеркнув тем самым атмосферу
дружелюбия и общей радости от встречи с ярким солнцем,
товарищами по труду и, конечно же, с образцами военной
техники, выставленной у кромки летного поля. Это плоды труда
нескольких поколений иркутских авиастроителей, год за годом
создававших родному заводу славу ведущего предприятия в
самолетостроительном комплексе России.

Крылатые машины сразу же облепила ребятня. Многие
впервые видели боевые самолеты, а отказать себе в
удовольствии посидеть в кабине, потрогать руками штурвал и
хоть на мгновение почувствовать себя летчиком не мог никто.
Немного в стороне, снисходительно улыбаясь и в нетерпении
поглядывая на пока еще пустующее небо, стояли взрослые.

Александр Иннокентьевич Березин, ветеран авиационного
завода, 53 года отдавший конструкторскому труду в цехе по
изготовлению стапельной оснастки, пришел на праздник вместе
с друзьями. Такие же, как и он, седовласые, но не потерявшие
бодрости и стати, они расположились немного в стороне,
снисходительно поглядывая на любопытную молодежь.

За плечами Георгия Николаевича Максимова полсотни
лет работы в качестве конструктора-механика. Многие
механизмы, и по сей день облегчающие работу
самолетостроителей, сконструированы им. Майор в отставке
Борис Иванович Пчелинцев долгие годы работал на
ответственнейшей должности представителя Министерства
обороны. Он принимал самолеты на самом последнем этапе,
перед тем как они получали путевку в жизнь.

Если кому-нибудь из гостей праздника понадобился бы
гид, то лучше друзей-ветеранов отыскать было бы трудно. Весь
модельный ряд авиационной техники, выставленной сегодня на
всеобщее обозрение, что называется, прошел через их руки. Они
помнят каждый сборочный узел грозного фронтового
бомбардировщика ЯК-28, стремительного МИГ-23, солидных и
тяжеловесных воздушных тружеников ИЛ-28, АН-12. Все эти
машины, словно в музее авиационной техники, застыли сегодня в
почетном строю, как бы отдавая честь своим создателям.

Строительство Иркутского авиационного завода началось
в 1932 году. Оно велось быстрыми темпами, поскольку страна
остро нуждалась в современной отечественной авиационной
технике, способной решать важнейшие задачи по обеспечению
обороноспособности государства.

Уже спустя два года выросли первые производственные
корпуса, в которых началась сборка первенца иркутских
авиастроителей скоростного истребителя И-14. Для своего
времени это была передовая машина, обладающая хорошими
летными характеристиками. Вслед за ней в небо над Иркутском
взмыл скоростной бомбардировщик СБ, способный решать
иные, более серьезные боевые задачи.

Годы Великой Отечественной войны стали для коллектива
завода испытанием на мужество и волю, твердость духа и
стремление к победе. Именно эти качества помогли иркутянам
освоить производство истребителя ПЕ-3, бомбардировщиков
ПЕ-2, ИЛ-4. Эти машины хорошо зарекомендовали себя во
фронтовом небе, а авиационный завод по праву заслужил славу
предприятия, внесшего огромный вклад в победу над врагом.

Вместе с предприятием рос и заводской поселок, в
котором жили авиастроители. Постепенно из захолустного
предместья он превращался в благоустроенный и красивый
жилой массив, в котором создавалось все необходимое для
отдыха после трудового дня, воспитания и обучения детей,
комфортной и спокойной жизни. Над его архитектурными
решениями работали лучшие проектировщики Москвы и
Ленинграда, а возводили дома строительные подразделения
завода. О качестве работы можно было не беспокоиться —
строили для себя и своих детей.

После войны предприятие получило новый импульс в
своем развитии. Коллектив пополнился квалифицированными
кадрами, на работу в цеха пришло много опытных рабочих,
больше стало молодежи. Техническое перевооружение
предприятия позволило освоить выпуск крылатой техники
нового поколения, которая многие годы верой и правдой
служила авиаторам. Один за другим взмывали в небо с
заводского аэродрома транспортные турбовинтовые машины
АН-12, военно-транспортные самолеты АН-24Т, сверхзвуковые
боевые машины ЯК-28. Это был результат напряженного и
кропотливого труда огромного коллектива конструкторов,
сборщиков, представителей десятков других специальностей.

Год за годом завод наращивал свои мощности, оснащал
производство новой техникой, активно работала
конструкторская мысль, помогая создателям самолетов решать
сложные технические задачи, сокращать сроки изготовления
крылатых машин, настойчиво трудиться над повышением
качества.

В 70-е годы в Иркутске запустили в серийное
производство учебно-боевые самолеты с изменяемой
геометрией крыла МИГ-23УБ и истребители-бомбардировщики
МИГ-27. Эти машины стали гордостью советской авиации, они
долгое время обеспечивали обороноспособность вооруженных
сил, решали сложные и ответственные боевые задачи.

Последние годы двадцатого столетия прошли для
предприятия под знаком тесного сотрудничества с
коллективом конструкторов ОКБ Сухого. Детище
авиастроителей — истребитель СУ-30 вывел страну в лидеры на
мировом рынке авиационной техники, а иркутскому заводу
принес заслуженную славу современного
высокоэффективного и надежного производственного
комплекса, способного решать самые сложные задачи.

Высокое небо над аэродромом как будто раздвинулось,
когда вдалеке показалась тройка спортивных самолетов ЯК-
55М и ЯК-52. Открыть воздушный парад доверили летчикам
Иркутского авиационно-спортивного клуба РОСТО имени Героя
Советского Союза, генерал-полковника авиации Владимира
Безбокова.

Легкие, подвижные машины устроили веселую воздушную
карусель. Они то взмывали в небо, то, развернувшись,
стремительно неслись вниз, делая замысловатые виражи. Бочка,
иммельман, колокол — все это были фигуры высшего пилотажа,
исполнение которых вызывало нескрываемое восхищение. Жаль,
что летчик первого класса, мастер спорта Павел Крылов,
управлявший главной машиной, и его коллеги — командир звена
авиационно-спортивного клуба Игорь Ткаченко и абсолютная
чемпионка Иркутской области 2004 года по самолетному спорту
Наталья Крылова не слышали аплодисментов зрителей.

Впрочем, среди тех, кто с земли наблюдал за каскадом
воздушных трюков, были и коллеги летчиков по спортивному
клубу РОСТО. В их числе — ветеран авиационного завода,
бывший работник серийно-конструкторского отдела Виктор
Геннадьевич Рябинин. Его главное увлечение в жизни —
радиоэлектроника. С этим направлением в технике связал свою
профессиональную деятельность, занимался установкой
радиооборудования на самолете ЯК-28. Без надежной связи с
землей, возможности четко ориентироваться в пространстве
летчик не сможет выполнить боевые задачи. Поэтому труд
Виктора Геннадьевича имел особое значение для безопасности
и успеха полетов.

По случаю праздника лацкан своего пиджака знатный
авиастроитель украсил памятной медалью трижды Героя
Советского Союза Александра Покрышкина. Это награда за
активную оборонно-массовую работу в клубе РОСТО. Оставив
работу на заводе, Виктор Геннадьевич не расстался с авиацией,
увлекся моделированием. Принимал участие и побеждал не в
одном соревновании, среди которых были
международные состязания и главный смотр мастерства
авиамоделистов — Кубок России.

Немало сделал для совершенствования процесса сборки
самолетов и ветеран завода Анатолий
Терещенко, в прошлом начальник конструкторского бюро.
Вместе с ним на праздник пришла вся семья. Жена Тамара тоже
долгое время работала конструктором, а сын Андрей и невестка
Елена — новое поколение заводчан. Глава молодой семьи
собирает самолеты, его жена работает в химической
лаборатории.

Таких династий на заводе много. Дети иркутских
авиастроителей долго не раздумывают, кем быть. Огромное
предприятие как магнитом притягивает молодежь, дает
возможность получить интересную работу и, что тоже имеет
значение, обеспечивает достойное вознаграждение
за труд.

Впрочем, и требования к тем, кто сегодня пополняет
семью иркутских авиастроителей, уже другие. Главное —
глубокие технические знания, профессионализм, умение искать
и находить нестандартные решения.

С тех пор как авиационный завод вошел в состав научно-
производственной корпорации «Иркут» требования к работе
предприятия значительно выросли, изменились и задачи,
которые доверяют решать коллективу акционеры.

Президент корпорации Алексей Иннокентьевич Федоров с
гордостью говорит о том, что «Иркут» является крупнейшим
в России современным самолетостроительным
предприятием с развитой структурой,
обеспечивающей производство сложной авиационной техники
высокого качества. Корпорация объединяет конструкторские
бюро и авиационные предприятия. Лучшие достижения
инженерной мысли находят воплощение в новых моделях
самолетов, а высокий профессионализм рабочих позволяет
воплощать их в жизнь.

Вот только некоторые важные детали, характеризующие
современный технический уровень работы предприятий
корпорации.

Заготовительно-штамповочные цеха, изготавливающие
обшивку самолета, оснащены совершенным оборудованием,
позволяющим с высочайшим качеством выполнять все
операции, связанные с штамповкой и вытяжкой профилей из
алюминиевых сплавов.

В механическом производстве используется программное
управление металлообрабатывающим оборудованием. В
объединении имеется собственное литейное и кузнечное
производство, позволяющее изготавливать продукцию
практически из любых черных и цветных металлов.
Специалисты сварочного дела способны производить сварку не
только традиционных металлов, но и титановых сплавов,
жаропрочных нержавеющих сталей.

Чудом современной техники называют лазерные
монтажные комплексы и координатно-измерительные машины,
обеспечивающие высочайшую точность при изготовлении и
сборке деталей самолета.

— Надежность и качество — главные требования в
современной авиации, основное условие
конкурентоспособности и авторитета на рынке торговли
авиационной техникой, — считает Алексей Иннокентьевич
Федоров. — Внедренная в 1997 году система
управления качеством продукции позволила корпорации
«Иркут» первой среди российских предприятий авиационной
промышленности получить сертификат соответствия
международным стандартам.

Корпорация стремится работать, опережая время, ищет и
находит новые решения традиционных боевых и технических
задач, создавая авиационную технику нового поколения. В
числе таких достижений — суперсовременные
истребители семейства СУ — детище специалистов
конструкторского бюро Сухого.

Впрочем, мы еще успеем рассказать подробнее об этой
замечательной машине. А пока в небе над аэродромом
появляются парашютисты. Яркие купола расцвечивают
голубую даль, плавно перемещаются в пространстве, все ближе
приближаясь к земле. Несколько смельчаков решают показать
зрителям купольную акробатику, требующую большого
мастерства и умения. Один за другим парашютисты
выстраиваются в «этажерку» и парят в воздухе, напоминая
гигантского воздушного змея.

Картина праздника очень динамична. Не успело опустеть
небо, а со стороны взлетной полосы доносится характерный
стрекот винтокрылой машины. Приближающийся летательный
аппарат очень похож на вертолет, но его размеры меньше, а
форма фюзеляжа напоминает застывшую в воздухе каплю.

Это автожир А-002, детище иркутских авиастроителей,
первая самостоятельная разработка ОКБ легкой авиации
иркутского завода. С особым вниманием наблюдает с земли за
полетом машины Виктор Сергеевич Захаров, старший
контрольный мастер по обслуживанию автожира. Он так
увлечен зрелищем легкого изящного полета, что с трудом
отвлекается, чтобы ответить на вопрос.

— Какова сфера применения этого аппарата? Самая
широкая. Помните слова из песни: «Там, где машина не пройдет
и броненосец не промчится»… Вот именно, автожир способен
решать задачи, которые не под силу крупной авиационной
технике. Он легок, компактен, обладает исключительной
маневренностью и умеет совершать «прыжковый» взлет и
вертикальную посадку. Это делает его незаменимым для
маневров на небольших площадках. Наши конструкторы сумели
до минимума сократить расход топлива, существенно облегчить
техническое обслуживание. Автожир может пригодиться при
патрульных полетах, для оказания срочной медицинской
помощи, способен проводить ледовую и метеоразведку.

Скажу больше, автожир — это своеобразный воздушный
легковой автомобиль, его можно хранить в обыкновенном
гараже. Недалеко то время, когда эти легкие летательные
аппараты будут выполнять функции городского воздушного
транспорта…

У Виктора Сергеевича сегодня двойной праздник. Ровно
41 год назад он впервые переступил порог проходной
Иркутского авиационного завода. Большую часть времени
работал в отделе технического контроля, следил за качеством
электронно-радионавигационного оборудования. А первым,
кто поздравил ветерана, стал его коллега по прежней работе
Виктор Никитович Москвитин. Правда, он занимался контролем
качества других узлов самолета, но общим было то, что без
подписи этих специалистов не могло быть и речи о выпуске
изделия в самостоятельную жизнь.

Виктор Никитович пришел на завод после службы в
морской авиации. Приехал в Иркутск погостить у брата и
остался здесь навсегда. Понравился завод, масштаб
производства, возможность продолжать работать хоть и на
земле, но все равно в авиации.

Завод рос, развивался, переживал праздники и трудности
на глазах у Виктора Никитовича. Но что значительно важнее — с
его непосредственным участием. Москвитин, по его
собственному выражению, «запускал» многие марки самолетов,
начиная с первого реактивного ТУ-14 и заканчивая
представителем нового поколения истребителей СУ-27.
«Сушки», как называют на авиационном заводе это семейство
самолетов, Виктор Никитович любит всем сердцем и рад
каждой возможности увидеть в полете любого из его
представителей.

Вот почему он сразу прервал свой рассказ, как только на
взлетную полосу вырулил истребитель СУ-30 КН. Рев турбин
заглушил праздничную музыку. Небольшой энергичный разбег,
и машина поднялась в воздух. Окрашенный в серые цвета
заоблачной выси истребитель почти сразу растаял в воздухе,
набирая высоту для демонстрационного полета.

Программа выпуска истребителей семейства «сушек»
выполняется на заводе не первый год. Начальный этап включал
в себя освоение производства истребителей. Теперь
развернулся процесс модернизации имеющегося авиапарка.
Началась кропотливая и напряженная работа по
усовершенствованию конструкции самолета и оснащению
новым оборудованием. В результате дневные перехватчики
превратились в многофункциональные боевые машины,
способные обнаруживать и атаковать воздушные, наземные и
надводные цели в любое время суток и при любых
метеоусловиях.

Полным ходом ведется на заводе работа по серийному
выпуску уникального истребителя СУ-30 МК, который
считается одним из лучших в мире по своим летно-техническим
характеристикам. Машина оснащена турбореактивными
двигателями с управляемым вектором тяги. Комплекс бортового
электронного оборудования позволяет вести воздушный бой с
применением всего арсенала высокоточного управляемого
оружия.

Этот самолет можно использовать в качестве летающего
командного пункта, чтобы руководить действиями других
воздушных перехватчиков, имеющих менее совершенное
оборудование. Все эти качества проверены в деле, боевые
истребители уверенно несут службу в вооруженных силах
Индии, Китая, Вьетнама. В прошлом году на этом самом летном
поле представители министерства обороны Индии принимали
очередной СУ-27МК, предназначенный для службы в
индийских ВВС. Долгосрочный контракт с этой страной
выгоден и индийским военным, и иркутским авиастроителям. В
результате совместной работы одни получают
суперсовременное вооружение, другие — возможность
зарабатывать деньги и развивать производство.

Но вот самолет закончил разворот и вновь показался в
небе над аэродромом. Описать красоту высшего пилотажа
невозможно, это надо видеть. Движение крылатой
машины было исполнено смелости и изящества, точного
расчета и воздушной фантазии.

Затаив дыхание, зрители наблюдали, за тем , что
происходит в воздухе. Самолет резко устремлялся ввысь, потом
останавливался перпендикулярно горизонту и в таком
положении застывал ненадолго, уравняв силу земного
притяжения с реактивной тягой своих двигателей.

Эта удивительная фигура высшего пилотажа называется у
летчиков «колокол», и под силу она только опытным и смелым
пилотам. А вот этих-то качеств как раз и не занимать летчикам-
испытателям Сергею Михайлюку и Алексею Янушкевичу,
которые в этот день управляли самолетом.

Кроме них в летном отряде авиационного завода трудится
немало опытных пилотов, штурманов, техников. В нынешнем
празднике приняли участие Владимир Полтавец, Сергей Усачев,
Александр Бочаров, Игорь Руденко. Год за годом поднимают
они в небо самолеты, чтобы поставить точку в конце длинного
пути, который проходит воздушное судно от чертежей на столе
авиаконструктора до первого полета в небе над заводом,
который дал ему рождение.

И в каждом самолете есть частичка души тех, кто строит
крылатые машины и каждый раз остается на земле, когда их
детище устремляется в небо. Но они не жалеют об этом. Потому
что небо начинается с земли.

Когда закончился воздушный парад, мы собрались в
кабинете президента научно-производственной корпорации
«Иркут» Алексея Иннокентьевича Федорова.

— Вы увидели то, чего добилось и чем сегодня живет
авиационное предприятие, — сказал Федоров.- А я помогу вам
заглянуть в день завтрашний.

Перспективы развития «Иркута» связаны с превращением
научно-производственной корпорации в аэрокосмическую
компанию, способную выпускать технику мирового уровня. Для
этого руководители «Иркута» уже проделали большую работу.
Корпорация, располагающая отличной производственной базой,
пополнилась новыми конструкторскими бюро, где творческая
мысль создателей авиатехники воплощается в новые
современные разработки. Всему миру известны
конструкторские достижения специалистов КБ Бериева, КБ
Яковлева. Их смелые замыслы становятся основой для
дальнейшего развития авиационного производства,
совершенствования техники. А тесная связь конструкторов с
изготовителями, которая только и возможна в рамках одной
корпорации, обеспечивает высокую эффективность конечного
результата.

Еще недавно фантастикой могла показаться возможность
создания беспилотных летательных аппаратов, управление
которыми полностью доверено автоматике. А сегодня на
рабочих столах уже лежат чертежи этих машин,
и можно уверенно говорить, что скоро они появятся
в небе. Они избавят человека от риска пострадать от
радиационного излучения при ликвидации аварии, не дадут
задохнуться в дыму лесного пожара при проведении
наблюдательного полета.

— Первейшая задача каждого руководителя, — говорит
Алексей Иннокентьевич, — заботиться о людях, которые
трудятся рядом с тобой. Их надо обеспечить работой,
достойным заработком, комфортными бытовыми условиями.
Наконец, они должны чувствовать уверенность в завтрашнем
дне.

К слову сказать, Иркутский авиационный завод — один из
немногих в стране, за годы рыночных реформ не сдавший
завоеванных позиций лидера российского самолетостроения.
Многие предприятия закрылись, свернули производство, но
сибиряки устояли и сегодня смело смотрят в будущее.

Там, в будущем, их ждет интересная и напряженная работа
по освоению новых марок крылатых машин. Предстоит
продолжить работу по совершенствованию истребителей СУ,
разработать и осуществить новые версии вертолетов МИ,
закрепиться с этими машинами на международном торговом рынке, а
для этого заключать новые контракты, искать и находить
покупателей.

Впрочем, сибирская марка российской авиационной
техники ценится высоко. Портфель заказов Иркутского
авиационного завода является самым крупным в России и
превышает 4 миллиарда долларов. В этом портфеле — не только
контракты на военные самолеты. Все большее значение
приобретает изготовление гражданских машин,
необходимых в различных отраслях научной, коммерческой
деятельности, для проведения спасательных работ, для борьбы
со стихией.

В параде воздушной техники не принимал участия
знаменитый Бе-200, самолет-амфибия. На земле шутили: «Не
скоро увидим наше детище. Пока все пожары не потушит, не
вернется».

Действительно, самолет стал незаменимым помощником в
борьбе со стихией. Мощные, надежные машины работают в
Сибири и на Дальнем Востоке. Но борьба с пожарами — это
только часть более широкого спектра применения этого
самолета. Он может использоваться для поисково-спасательных
операций на море, грузовых и пассажирских перевозок.
Расширение выпуска Бе-200 и совершенствование летно-
технических характеристик машины — тоже одно из
перспективных направлений в работе завода.

Корпорация «Иркут» играет все возрастающую роль в
развитии российского самолетостроения. Свидетельство тому —
смелые планы иркутских авиаторов по обновлению парка
гражданских воздушных судов России. Они связаны с
разработкой и последующим производством новой
комфортабельной машины, получившей название МС-21.
Расшифровывается оно громко и амбициозно: магистральный
самолет двадцать первого века. Это воздушное судно должно
прийти на смену вырабатывающим свой ресурс, лишенным
комфорта международного класса самолетам ТУ-124, которые
сегодня несут основную нагрузку на пассажирских авиалиниях.

Это грандиозный проект, о котором руководители
«Иркута» пока говорят как о мечте. Но в том-то и дело, что вся
история Иркутского авиационного завода убеждает: мечты рано
или поздно становятся реальностью.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры