Как Ариадны золотая нить
Коллекция изданий Иркутского областного художественного музея пополнилась еще одной книгой - это "Музей -- храм муз" Валерии Назаровой для детей и юношества. Книга получилась изящная, эстетически выдержанная. Книга, которая объясняет и показывает прекрасное и то чистое в искусстве, что сближает его с чистотой детства.
Автор книги, Валерия Назарова, всей своей судьбой
связана с Иркутским областным художественным музеем.
Она пришла под его своды в 1975 году, когда
Алексей Дементьевич Фатьянов, полный сил и
оптимизма, добился переезда музея по адресу:
ул.Ленина,5. Валерия Павловна принимала участие в
создании первой его экспозиции в полученном здании и
была среди тех, кто с бокалом шампанского отмечал ее
открытие 1 октября 1975 года. Именно тогда она
поняла, что отдаст музею свои годы. Из них двадцать
лет уже она работает со школьниками и ведет для них
программу «Вы пришли в музей».
Сама Валерия Павловна в детстве была круглой
отличницей и еще тогда задумала, что будет работать
в музее. Посетив в 1965 году с экскурсией Москву и
оказавшись на Ленинских горах, она решила, подобно
Герцену и Огареву, произнести там клятву и сказала,
что будет учиться в МГУ, а работать в Третьяковке.
Она окончила школу с золотой медалью и поступила на
исторический факультет МГУ, где было
искусствоведческое отделение. Валерия Павловна
специализировалась на кафедре этнографии, чтобы
знать предысторию искусства, и посещала лекции
знаменитейших советских искусствоведов — Лазарева,
Сарабьянова, Турчина. Осенью 1970 года в
Пушкинском музее открылась первая выставка
импрессионистского искусства. На ней Валерия
Павловна, прежде убежденная, что «лучше Шишкина
ничего быть не может!» увидела «Подсолнухи» Ван Гога
и поняла, что она еще очень многое не знает.
Зарубежное искусство стало ее новым увлечением
навсегда, а Третьяковка отошла на второй план перед
музеем им. А.С.Пушкина. Но судьба связала с
Иркутском, куда приехала по распределению.
Когда в начале 1990-х в ИОХМ пришла «мода» писать и
издавать книги по различным коллекциям и темам
музея, Валерия Павловна решила свою книгу посвятить
всему музею. «Это мой храм, я здесь живу», — говорит
она. Тридцатый год подряд следом за ней,
служительницей этого храма, поднимаются по мраморной
«лестнице на Парнас» его посетители. Десять лет она
работала над материалом книги. Ученики школ N18 из
Юбилейного, N62 из Студгородка, N55 из
Университетского, N7 из Ново-Ленино и многих других,
расположенных далеко от центра города, тянутся к
музею как к центру подлинной культуры. В общении с
ними выработался язык искусствоведческих рассказов
Валерии Павловны. Поэтому сама книга была написана
быстро — за полгода.
В конце 1999 года директор музея Е.С.Зубрий приехала
из командировки в Петербург и привезла образцы
изданий Эрмитажа и Русского музея. Тогда и
сформировалась мысль о написании нового путеводителя
по музею. В 80-е годы выходил путеводитель
И.А.Бордовского. Новые возможности полиграфии звали к
современному изданию. Валерия Павловна решила
совместить книгу и путеводитель в одном лице,
совместить путеводитель и словарь, по ходу текста
разъясняя термины.
На ученом совете ей говорили, что это перегружает
книгу, словарь следует вынести в конец. Но автор
настояла на своем. Заглянуть в конец книги
догадается далеко не всякий ребенок. Удалось ей
отстоять и то, что книга будет посвящена музам, а не
работникам музея и его работе. Когда ей предложили
отразить в фотографиях на форзаце деятельность
музея, Валерия Павловна увидела, насколько это
противоречит чистой эстетической линии издания.
Долго вместе с художником Алексеем Дурасовым бились
они над обложкой, пока не нашли для нее
исключительно свою музу — ею оказалась княгиня
В.А. Голицина с малоизвестной акварели П.Ф. Соколова
(1791-1848 гг.).
Книга, что ново для нашего музея, разбита не по
разделам русского, западноевропейского и восточного
искусства, а выделены в ней разделы скульптуры,
живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, благодаря чему она и выглядит так цельно
и изящно. В этом и есть покровительство муз…
Также впервые книга полностью выполнена на иркутской
полиграфической базе. Предыдущие книги печатались в
Москве и Петербурге, но последняя неудача с
изданием книги по декоративно-прикладному искусству
в Москве насторожила. Эта книга поступила из
типографии в таком виде, что весь тираж — 1000
экземпляров — пришлось перепечатывать заново. А тут
Иркутская областная типография N1 им. В.М. Посохина
получила новое оборудование. Решили рискнуть.
Качество превзошло все ожидания. Не считая
нескольких опечаток, вроде изобретенного наборщиками
«парусного письма» (надо — «парсунного»), все
получилось отлично.
В доме Валерии Павловны Назаровой дети трех
поколений — все девочки: Лиза, Маша и Полина, дочь,
племянница и внучка. И, хотя не удалось им троим,
первым читателям и консультантам, посвятить эту
книгу, они первые получили в подарок по книге.
Да и нам, взрослым, тоже полезно заглядывать в это
издание. Кто-то забыл, что такое стаффаж, кто-то —
Норбека, а кто-то и захочет вспомнить имя художника,
написавшего «Трех мишек на севере»…
Книга-путеводитель «Музей — храм муз» выдвинута на
губернаторскую премию 2004 года. Познакомиться с ней,
с ее автором можно в Иркутском областном
художественном музее на ул. Ленина, 5.