Век "Вольво" не видать...
Несмотря на все усилия правоохранительных органов, число краж и угонов автомобилей неуклонно растет. В то же время их раскрываемость не достигает и 30 процентов. И если в первой половине 2003 года в областном центре насчитывалось 280 угнанных машин, которых милиция так и не смогла разыскать, то по итогам 4 месяцев нынешнего года владельцам не вернули уже около 400 авто. Сейчас в розыске числится 455 единиц автотранспорта. Это стало возможным благодаря сложившемуся в последние годы хорошо отлаженному рынку сбыта угнанных машин и запчастей. Львиная доля прироста числа краж - заслуга организованных преступных групп. По оперативным данным, на сегодняшний день на территории региона их действует около десятка.
Весь похищенный автотранспорт попадает в отстойники,
перегоняется в различные населенные пункты области и
даже далеко за ее пределы, разукомплектовывается на
запчасти, а затем сбывается по поддельным документам
частникам, либо на авторазборки. Имеются факты сбыта
похищенного транспорта в страны ближнего и дальнего
зарубежья. Угнанные в Иркутске иномарки сыщикам
удавалось находить в Красноярске, Екатеринбурге,
Кемерове. И даже в Монголии. (Отошло, похоже, то
время, когда монголы партиями скупали российские
«уазики», теперь они больше предпочитают «дорожные
крейсера» японского производства). Объем незаконных
перепродаж транспортных средств достиг сотни тысяч
долларов. Масштабность этого вида преступной
деятельности свидетельствует о высоком
профессионализме криминальных элементов, тогда как
меры противодействия им остаются до настоящего
времени недостаточно эффективными.
Колоссальные доходы при минимальном риске и затратах
сделали автобизнес чрезвычайно притягательным для
организованных криминальных сообществ и стали одним
из основных источников их наживы, наряду с
вымогательством, сбытом наркотиков, проституцией,
продажей оружия. Но самое массовое распространение в
нашем регионе получили кражи, совершенные
преступниками с целью возврата потерпевшему
похищенного у него же транспортного средства за
крупное денежное вознаграждение.
Рассказывая о подобных «криминальных коллективах»,
следует обозначить роли и специализацию их членов.
Основное рабочее звено — угонщики, специалисты по
похищению автотранспорта. Существуют пособники,
оказывающие организаторам различную помощь:
предоставление гаражей, автотранспорта, специальных
средств, консультирование при разработке операции,
сокрытие следов преступления, участие в возврате
похищенного и получении денежного вознаграждения,
сбор информации о будущей жертве. Деятельность
преступной группы управляется на принципах
единоначалия. Как правило, в состав названных
группировок наряду с угонщиками и пособниками
привлекаются так называемые посредники. В
большинстве случаев ими являются криминальные
авторитеты — «положенцы», «воры в законе»,
либо известные бизнесмены с криминальным прошлым,
которые вложили в коммерческую деятельность добытые
преступным путем средства и «отошли от дел».
Репутация в криминальных кругах вышеназванных лиц и
обуславливает латентность и трудности в раскрытии
зарегистрированных преступлений, так как потерпевшие
опасаются в случае содействия органам внутренних дел
физической расправы со стороны криминалитета. Причем
«авторитеты» чаще всего используются угонщиками
для осуществления разовых возвратов, что, разумеется,
также усложняет документирование преступной
деятельности группы и раскрытие преступлений.
По словам сотрудников, занимающихся борьбой с
кражами и угонами автотранспорта, приблизительно
около 70% похищенных дорогостоящих автомобилей
преступники возвращают потерпевшим за денежное
вознаграждение. Раскрыть удается лишь часть из
указанных преступлений: за неделю всего 5-7.
Трудности возникают из-за того, что в соответствии с
действующим законодательством необходимо доказать
наличие субъективной стороны преступления в виде
прямого умысла. Проблемы случаются даже при
задержании сотрудниками ДПС угонщиков с поличным.
Если матерый вор, промышляющий криминальным
автобизнесом, дает показания, что ему срочно надо
было доехать до железнодорожного вокзала и для этих
целей он использовал чужой автомобиль, то уголовное
дело возбуждается не по факту кражи, а по факту
угона. Невольно возникает вопрос: а в чем разница?
А разница в наказании.
— Не припомню, чтобы в моей практике за угон
кого-нибудь подвергли наказанию в виде лишения
свободы, — говорит начальник межрайонного отдела по
розыску автотранспорта при УВД г. Иркутска полковник
милиции Олег Гергедава. — Кража все же является
тяжким преступлением, но существование статьи УК
«Неправомерное завладение транспортным средством без
цели хищения» выполняет роль лазейки для желающих
избежать ответственности воров. Не так давно в г. Иркутске
нами была задержана преступная группа из трех
человек. Возглавлял ее 34-летний уроженец
Казахстана. На протяжении длительного времени
преступники совершали кражи автомашин японского
производства в Иркутске и Шелехове. У
злоумышленников имелись гараж, в котором они прятали
угнанные легковушки, а также хорошо налаженные связи
по сбыту ворованных запчастей. Каких-то определенных
заказов не было, выбирали иномарки пошикарнее и
посвежее. Оперативникам удалось доказать
причастность этих лиц к 6 эпизодам. При обыске у
угонщиков были изъяты несколько похищенных ими ранее
автомашин, а также различные приспособления для
вскрытия замков и вывода из строя современных
противоугонных электронных систем. Мы настаивали,
чтобы подследственные до суда находились под
стражей, однако их отпустили под подписку о
невыезде. И что же вы думаете? Буквально через
несколько дней оказавшийся на свободе казах был
вновь задержан за угон автомашины «Тойота-Корона».
Бывают и такие случаи, когда потерпевшие сначала
обращаются в отдел розыска транспорта за помощью, а
после того, как задерживают преступников, приходят в
милицию с отказным заявлением. В таких случаях
приходится прекращать уголовные дела в отношении
угонщиков в связи с примирением сторон.
В последнее время стали появляться и другие способы
получения прибыли в результате хищения автомобилей.
Сейчас на территории области преступники пытаются
опробовать систему незаконной легализации
автомототранспортных средств, которые
продолжительное время находились в федеральном и
международном розыске. Только за пять месяцев
текущего года сотрудниками ГУВД области выявлено 170
автомобилей с измененными номерными обозначениями на
агрегатах. Большинство из этих машин — иностранного
производства.
Не так давно милиция задержала автомашину «АУДИ»,
которая, как оказалось, была угнана в конце этого
года в Москве. В столичной подпольной мастерской на
ней перебили идентификационные номера и после этого
уже без проблем поставили на учет в Республике
Осетия. Затем спустя некоторое время автомобиль там
был продан по бросовой цене одному из иркутских
коммерсантов и переправлен на территорию нашей
области.
Однако проблема даже не в этом. Дело в том, что
попытки службы по розыску транспорта и ГИБДД не
допускать к участию в дорожном движении автомобили с
поддельными номерами узлов и агрегатов наталкиваются
на… решения судов, которые отменяют милицейские
запреты.
Кроме всего прочего, сыщикам отдела по розыску
автотранспорта приходится сталкиваться и с более
тяжкими преступлениями: раскрывать разбойные
нападения на водителей такси, например. За первое
полугодие текущего года было задержано несколько
таких групп. Одной из них, возглавляемой 40-летним
жителем предместья Рабочее, за год удалось совершить
около 30 разбойных нападений. В качестве подручных средств
преступники использовали удавки из тонкой проволоки,
бейсбольные биты и огнестрельное оружие. В машину,
как правило, подсаживались по два человека. Один
отвлекал водителя, а другой наносил сбоку удар битой
или перетягивал своей жертве горло удавкой.
Потерявших сознание водителей, занимавшихся частным
извозом, преступники выбрасывали из кабины и на
похищенной автомашине безнаказанно растворялись в
темноте городских улиц. При обыске у разбойников
были изъяты все похищенные автомашины, часть,
правда, уже в разукомплектованном состоянии,
радиостанция и обрезы охотничьих ружей. В мае
уголовное дело по этой группе, в состав которой
входило 14 человек, было передано для дальнейшего
расследования в следственный комитет по Сибирскому
федеральному округу.
Не меньшим коварством прославилась еще одна группа,
задержанная ранее. Состояла она из 6 иркутян. За два
с небольшим года на территории областного центра
преступники совершили 4 разбойных нападения и 8 краж
автотранспорта. При обыске у 25-летнего лидера были
изъяты газовый и пневматический пистолеты, а также
часть похищенных автомашин. В конце прошлого года
преступники были осуждены и получили различные сроки
наказания.
Напрашивается вывод, что способов лишиться своего
автомобиля предостаточно, а уберечь, пожалуй, только
один: оснастить его хорошей противоугонной системой.
И не стоит полагаться на то, что вы никогда не
оставляете машину без присмотра надолго. Надолго и
не нужно. Есть масса примеров, когда владелец
отлучался в людном месте средь бела дня всего на
пару минут, а, вернувшись, обнаруживал, что его
автомобиль буквально испарился. Ну а
если такое все-таки произошло — не тяните, сразу
же обращайтесь в милицию.