Сделать трубу подешевле просят чиновники у "Транснефти"
"Транснефть" направила на госэкспертизу проект восточного нефтепровода, оценив его примерно в 16 млрд. долларов. Чиновники предлагают компании попробовать удешевить проект. А аналитики прогнозируют тарифы на новом направлении в два раза выше средних и предупреждают компанию о риске недозагрузки трубы.
Проект строительства восточного нефтепровода обсуждается уже несколько лет. Сначала
планировалось построить трубу из Ангарска в Дацин мощностью 30 млн. т и стоимостью
2 млрд. долларов. Позднее рассматривался маршрут из Ангарска в тихоокеанский порт Находка
мощностью 50 млн. т и стоимостью 5 млрд. долларов. Потом правительство решило строить трубу в
Находку с ответвлением на Дацин, но проект не прошел экологическую экспертизу.
Государству принадлежит 75% уставного капитала «Транснефти» (100% обыкновенных
акций). В 2003 г. компания транспортировала около 400 млн. т нефти, ее выручка по МСФО в
2003 г. составила 114,16 млрд. руб., чистая прибыль — 30,56 млрд руб.
В этом году «Транснефть» учла требования экологов и выбрала новый маршрут трубопровода
— из Тайшета (Иркутская область) в тихоокеанскую бухту Перевозная — мощностью 80 млн. т и
протяженностью 4188 км. В марте президент «Транснефти» Семен Вайншток оценивал проект
в 10,75 млрд. долларов. Но недавно компания сообщила профильным министерствам, что стоимость
проекта составит не менее 15,373 млрд. долларов.
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев пояснил «Ведомостям», что проект
направлен на госэкспертизу, которая предшествует его рассмотрению правительством.
Удорожание проекта Григорьев поясняет ростом цен на металлопродукцию и оборудование,
снижением курса доллара и сложностями, связанными с проведением работ на Севере. «Если
правительство будет еще тянуть с принятием решения, то проект станет еще дороже», —
предупреждает он. По его словам, строить нефтепровод компания планирует в основном за
счет заемных средств и за счет собственного финансирования.
Чиновники сочли проект слишком дорогим. «Нас удивила сумма, и мы будем предлагать
«Транснефти» искать пути удешевления проекта», — говорит чиновник Минэкономразвития.
А его коллега из Федеральной службы по тарифам добавил, что при такой стоимости проекта
и тариф на прокачку по нему будет недешевым. Точных цифр он назвать не смог. Григорьев
признает, что тариф на новом маршруте будет выше среднего (50 центов за баррель нефти на
1000 км), но будет конкурентоспособным.
А аналитики прогнозируют, что тариф на этом направлении будет в два раза выше среднего.
Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» оценивает прокачку барреля нефти по этому маршруту
в 4-5 долларов. «Это дорого, тариф Ангарск — Находка планировался в 2,7 долл. за баррель», — говорит
он, советуя компании при разработке ТЭО использовать пессимистичный прогноз цен на
нефть. «Иначе строить трубу будет опасно, могут быть проблемы с ее загрузкой, что еще
больше увеличит тариф», — отмечает он. О риске заполняемости трубы говорит и Дмитрий
Лукашов из «Атона». По его оценке, тариф на прокачку будет порядка 3,6 долл. за баррель при 15-
летнем сроке окупаемости. «Это сравнимо со стоимостью железнодорожной перевозки нефти
в Приморск или Новороссийск», — отмечает он. Оба аналитика считают, что резерв для
снижения стоимости проекта есть.
Нефтяники неохотно комментировали проект. Лишь представитель одной из крупных
нефтяных компаний отметил, что «трубопровод в этом направлении необходим, но нужно
искать возможность удешевления трубы».
Верхняя Чона ждет своего срока
Срок промышленного освоения Верхнечонского нефтегазового месторождения будет увязан
со сроком сдачи в эксплуатацию магистрального нефтепровода. «Министерство природных
ресурсов не дало нам конкретики относительно того, когда нефтепровод будет сдан,
следовательно, неизвестен и срок промышленной эксплуатации Верхнечонского
месторождения», — сказал генеральный директор ОАО «Верхнечонскнефтгеаз» Максим Безрядин.
МПР РФ обязало руководство компании до 20 сентября предоставить в министерство
«уточненное» лицензионное соглашение, в котором будут прописаны «сроки и этапы
разработки месторождения». Сейчас, по словам Максима Безрядина, этот документ уже
частично визируется в МПР. Генеральный директор ВЧНГ также сообщил, что опытно-
промышленная эксплуатация объекта начнется в 2005 году.
Телеинформ