издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Да и нет" не говорите

  • Автор: Виктория СМОЛИНА, Байкальская служба новостей, специально для "Восточно-Сибирской правды"

Почему повис в воздухе вопрос об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

На прошлой неделе губернатор Иркутской области Борис Говорин и председатель
Законодательного собрания Геннадий Истомин обратились к региональному политсовету
партии «Единая Россия» с просьбой высказать свои предложения по реализации
объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Такой политический демарш вызван стремлением вывести из тупика ситуацию вокруг
объединения и создания нового субъекта Федерации. В то же время со стороны
руководства Усть-Ордынского Бурятского автономного округа прозвучали заявления,
которые можно трактовать как обвинения Иркутской области в отсутствии инициативы и
едва ли не саботаже объединительного процесса.
С просьбой восстановить хронологию событий мы обратились к члену рабочей
группы по объединению области и округа, руководителю Правового управления
Законодательного собрания Иркутской области Ирине ГАРТНЕР:

— Напомню, что идея объединения области с округом возникла довольно давно, эта тема
имеет исторические традиции, экономические предпосылки. До 1992 года Усть-
Ордынский Бурятский автономный округ входил в состав Иркутской области.
Естественно, идея объединения витала в воздухе и должна была когда-то получить
документальное подтверждение. Еще в 2002 году распоряжением губернатора области
была создана рабочая группа по данному вопросу, в которую вошли представители
администраций и законодательных органов обоих субъектов Федерации.

Весной 2004 года
работа получила логическое завершение, поскольку в апреле на имя властей области и
округа поступило обращение инициативной группы по проведению объединительного
референдума. Оно стало отправным документом. После его получения рабочая группа
приступила к более детальной проработке вопроса об объединении. В этом процессе
участвовали практически все заместители главы администрации области, депутаты
Законодательного собрания, работающие на постоянной основе, заместитель главы округа
и ряд депутатов окружной Думы.

В результате этой работы и появились такие документы, как обращение к президенту РФ,
проект постановления об инициативе образования в составе Российской Федерации
нового субъекта Федерации и ряд приложений. Это прогноз социально-экономических
последствий объединения, предложения по реализации ст. 10 Федерального
конституционного закона о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования
нового субъекта Федерации. Кроме того, в пакет входили предложения в отношении
правопреемственности собственности, формирования и функционирования
государственных органов на территории нового субъекта Федерации. Именно эти
документы были внесены на сессию Законодательного собрания 21 апреля.

— Были ли согласованы проекты этих документов с усть-ордынской стороной в полном
объеме?

— Конечно, представители округа принимали непосредственное участие в подготовке
пакета документов по объединению. Участниками рабочей группы были заместитель
главы округа Владимир Булыгин, представители главного финансового управления
округа, депутаты окружной Думы. Разумеется, проекты были согласованы, более того —
выработаны совместно. Именно согласованные документы и пошли на сессию
Законодательного собрания. Никаких изменений они не претерпели. У нас была
одна-единственная правка, внесенная председателем комитета ЗС по госстроительству Борисом
Алексеевым. По его предложению в прогноз социально-экономических последствий
внесено дополнение. Оно касается сохранения дотаций для нового субъекта на том же
уровне, на котором в настоящее время они предоставляются из федерального бюджета для
округа. Это необходимо в целях установления бюджетной обеспеченности на одного
жителя в новом субъекте на уровне среднероссийских показателей. Эта правка прозвучала
на сессии, за нее проголосовали.

— Должна ли была иркутская сторона согласовать и этот вопрос с властями округа для
совместного принятия решения?

— Нет. Эта просьба направлена в федеральный центр, как и все указанные в документах
преференции, которые просят стороны. Округа наше обращение не касается и на ходе
объединения оно никак не может сказаться.

— Возникал ли во время согласования документов вопрос о так называемом особом статусе
округа при вхождении в новый субъект Федерации?

— Этот вопрос не поднимался. Условия вхождения округа в новый субъект были прописаны
совместно. Тема «особого статуса» всплыла уже на заседании окружной Думы, когда
депутаты отказались принимать участие в обсуждении документов по объединению. На
рабочей группе не было проблем с предложением по вхождению округа в качестве
муниципального района.

— Что сейчас необходимо для того, чтобы процесс возобновился?

— Депутаты округа должны принять какое-либо решение относительно данного пакета
документов. По сути, сейчас вопрос объединения повис в воздухе. Окружная Дума не
предпринимает никаких действий. Депутаты округа не сказали ни «да», ни «нет». Им
необходимо вернуться к этому вопросу и проголосовать за или против, возможно,
отправить документы на доработку. В любом случае они должны принять какое-либо
официальное решение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры