О потерянном налоге
Новый финансовый год лишит регионы влияния на порядок расходования налога на пользование водными объектами. Бюджетный комитет Госдумы уже принял решение на этот счет. Передача водного платежа в центр вполне предсказуема, несмотря на сопротивление представителей ряда регионов, и связана главным образом с новым Водным кодексом. Проектом кодекса большинство водных ресурсов России предлагается перевести в федеральную собственность. В связи с чем будут централизованы и средства от платежей за пользование водными объектами.
В идеале за этим в отрасли должны последовать действия по наведению порядка.
Сейчас гидротехнические сооружения, водозаборы, дамбы, шлюзы находятся в
ведении муниципалитетов, регионов и еще дюжины различных федеральных
ведомств. Мало кого из них назовешь эффективным собственником.
Готовящимся кодексом правительство предлагает передать все водное хозяйство
на баланс Федерального агентства водных ресурсов. Эксперты оценивают
увеличение инвестиций в отрасли с принятием нового кодекса почти в шесть раз,
с 3 до 16 миллиардов рублей в год.
Регионы сами дали федералам козырь в руки относительно водных платежей:
получаемые деньги расходуются не по назначению. Плата за пользование
водными объектами, отнесенная к федеральным налогам, была введена с 1
января 1998 года. Она начисляется предприятиям, которые ведут сброс сточных
вод, используют акватории водных объектов, ведут лесосплав и производят
электроэнергию. Этот сбор изначально носил целевое назначение — поддержание
в порядке и экологической сохранности водных объектов.
В Иркутской области, к примеру, платежи за пользование водными объектами в
2003 году составили около 800 млн. рублей, это примерно 6% от
общей суммы налога, собранного в целом в стране. Крупнейшим
региональным плательщиком стало ОАО «Иркутскэнерго», на долю которого
пришлось 570 млн. рублей. В условиях многоводности в этом году может быть
собрано около 1 млрд. налога на водопользование. Достаточно сказать, что в
течение шести месяцев нынешнего года иркутская энергосистема в виде этого
налога уплатила 280 млн. рублей.
Между тем из всех этих денег непосредственно на инвестиционную
составляющую пришлось лишь 20 млн. рублей, которые были направлены на
строительство очистных сооружений в Слюдянке. Хотя очевидным фактом
является необходимость защиты береговой линии Иркутского и Братского
водохранилищ. По данным ученых, через 20-25 лет площадь потерянных земель
из-за размывания берегов Братского водохранилища составит 4,5 тыс. га,
Иркутского — 450 га. В районе поселка Артумель осыпание берега за четыре года
достигло 700 метров. В районе Иркутского водохранилища ежегодно средняя
величина размыва берегов по правому побережью составляет 3-4 метра.
Существует опасность отступления берега в микрорайоне Солнечный
областного центра. Обо всем этом местные СМИ пишут с завидным
постоянством.
Итак, с 1 января 2005 года плату за пользование водными объектами заменит
водный налог, средства которого будут расходовать федеральные чиновники.
Надо сказать, что соответствующие изменения в 29-ю статью Налогового
кодекса внесены в июле, еще до внесения изменений в Бюджетный
кодекс. По расчетам правительства, доходы федерального бюджета благодаря новому
налогу вырастут на 11,9 млрд. рублей. А еще лет через пять этот налог будет
заменен неналоговыми платежами, говоря иными словами, использование воды
будет поставлено на договорные условия. Как это будет выглядеть, специалисты
говорить пока не берутся. Но ясно одно, что с созданием Федерального агентства
водных ресурсов водные платежи уже не вернутся регионам.
В свою очередь, в Иркутской области к налогам за пользование водными
ресурсами со времен приватизации «Иркутскэнерго» в качестве независимой
энергосистемы относились как к своего рода ренте. Потери региона от
строительства Ангарского каскада ГЭС, вполне возможно, сопоставимы с
обретением статуса экономически развитого региона. В зону затопления попало
около 350 населенных пунктов, из которых было переселено свыше 100 тыс.
человек. Были потеряны плодородные земли, по площади равные 10%
современного сельскохозяйственного фонда области. Под воду ушли
знаменитые историко-архитектурные комплексы. К примеру, Илимский острог,
построенный в XVII веке.
Но объективно сегодня уже не время считать, сколько потеряла Иркутская
область. Порядок принятия большинства законов не оставляет надежды на то,
что будет услышана мольба регионов (таких немного — Иркутская область,
Красноярский и Хабаровский края) о необходимости оставить в местных
бюджетах хотя бы часть водного платежа для расходования на социальные
нужды. Остается одно: сделать так, чтобы из того, что будут изымать федералы,
побольше возвращалось в регион. В будущем году обещают направить ни много
ни мало 30% налога (около 300 млн. рублей), рассказал в неформальной беседе
один из сотрудников Ангаро-Байкальского бассейнового управления.
Но выяснилось, что в регионе никто еще не брался за проектные работы по
укреплению береговой линии. Как известно, из федеральной казны без
серьезных расчетов и копейки не получить. Пока лишь подана заявка в
Минприроды РФ на получение денег для разработки технико-экономического
обоснования. Может статься так, что начиная с будущего года вся Иркутская
область будет платить водный налог в федеральный бюджет, а берега того же
Братского водохранилища будут по-прежнему размываться.