Главное измерение
КУВШИНОВ Геннадий Петрович
В декабре 1954 года Совет Министров СССР принял
постановление о строительстве в городе Ангарске ТЭЦ
Ангарского нефтеперерабатывающего завода. Мощности ТЭЦ
НПЗ предназначались для обеспечения тепловой и
электрической энергией комбината N 16 и города
Ангарска.
Проектное задание на строительство ТЭЦ НПЗ было
поручено Ленинградскому отделению Всесоюзного
государственного проектного института
«Теплоэнергопроект».
Согласно проекту электрическая мощность станции
определена в 300 тысяч кВт. По этому же проекту
станция оснащалась двумя турбинами ВПТ-50-3,
двумя турбинами ПВР-50-13, двумя турбинами
ВТ-50-1 и шестью котлоагрегатами ТП-85
производительностью 420 тонн пара в час.
Возведение объектов ТЭЦ НПЗ началось в июле 1958 года.
С 1 июля 1959 года ТЭЦ НПЗ передана в энергосистему
«Иркутскэнерго» с присвоением наименования «Иркутская
тепловая электростанция N9».
16 мая 1963 года на станции был произведен пуск первого
энергоблока. А в 1969 году введена в работу первая
очередь основного оборудования станции.
С 1975 по 1980 год для покрытия тепловых нагрузок
был выполнен технический проект расширения ТЭЦ-9,
дающий увеличение мощности до 760 тысяч кВт. Для этого
были установлены одна турбина Т-100-130, две
турбины Р-100-130, одна турбина ПТ-135-130
и пять котлоагрегатов ТП-81, производительностью
420 тонн пара в час.
Этапы реализации этого проекта завершились в 1989
году. Сейчас установленная электрическая мощность
станции составляет 510 тысяч кВт, а тепловая
мощность равна 2208 Гкал.
На станции трудится коллектив высокой квалификации.
Многие из работников награждены орденами и медалями.
Станцией в разные годы руководили
Владимир Петрович Тараканов, Софья Андреевна
Мотыгина, Виктор Александрович Филатов, Виктор
Митрофанович Боровский, Геннадий Петрович Жидяевский.
Оказавшись вблизи станции Суховская или Южная,
невозможно не обратить внимание на три исполинские
трубы. Стоят они около друг друга, словно три
великана. Все при них: и рост богатырский, и в плечах
не по одной сажени, и обличьем бог не обидел. На
фоне других полутора десятков труб, пронзающих
воздушное пространство окрестностей Ангарска, они
просто красавцы. Днем эти три трубы можно принять
за колонны, подпирающие небесный свод, а ночью,
опоясанные светящимися габаритами, они напоминают
многоглазых стражей, охраняющих Транссибирскую
магистраль.
Особенно впечатляет самая высокая, превосходящая двух
других близняшек в полтора раза. В ней — 250
метров.
Строители, поднимавшиеся на эту трубу, утверждают, что
с ее верхней отметки просматриваются купола церквей
Иркутска, а при ясной погоде можно дотянуться
взглядом и до Байкала. А уж про Ангарск и говорить
нечего. Вот он, в полукилометре, со всеми своими
достоинствами и недостатками. Каждый дом, каждая
улица — как на ладони.
Но труба, конечно, не смотровая площадка.
Функциональное назначение ее другое — отводить
дымовые газы, образующиеся при сжигании угля в топках
паровых котлов Иркутской теплоэлектростанции N9.
«Девятки», как ласково ее называет персонал станции.
Следует заметить, в энергетической системе страны ТЭЦ
всегда стабильно держала высокую марку и сейчас не
сдает позиций. Историческое подтверждение тому
— пять хранящихся в ее музее переходящих Красных
знамен. Ими станцию награждали за высокие
показатели в работе. Сейчас, конечно, иные критерии,
но ведь из песни слов не выкинешь. Что было, то было.
Давали-то ведь знамена не за высоту тех самых труб, а
за результаты работы людей. Сильных в своем деле,
бескорыстных. О некоторых из них легенды
складываются. Один из них — Виктор Иннокентьевич
Фефелов, машинист крана. Кто-то в его возрасте грамоты
считает да воспоминаниями тешится, сидя на пенсии, а
он по-прежнему на ТЭЦ работает.
Таких ветеранов, как Фефелов, чей опыт востребован
на станции, еще несколько человек.
К примеру, Томилин. Когда он выработал отпущенный
законодательством трудовой ресурс, администрация
станции посчитала необходимым использовать все его
знания в должности инженера по эксплуатации станции.
На станцию Михаил Андреевич пришел почти в одно время
с Фефеловым. Начал работать в топливно-транспортном
цехе, пошел в гору. Набирался опыта, новые должности в
цехе занимал. Не избегал трудностей.
Однажды возникла проблема с электрообеспечением.
Обесточились насосы, откачивающие грунтовые
воды с отметки 17. Вода прибывать стала чуть ли не по
сантиметру в минуту. Оборудование, казалось, уже
никакими силами не спасти. А Томилин, тогда уже в
должности заместителя начальника цеха, с
добровольцами спустился вниз, и один из главных
насосов, весом в 700 килограммов, успели спасти, подняв
его на сухое место.
Много с тех пор воды утекло. Той самой, что поступает
из котлов в систему теплоцентрали Ангарска.
Родом Томилин из Томской области, откуда в Ангарск
приехал, прочитав в пору своей молодости, в 1965 году,
статью в «Комсомольской правде. Автор той статьи в
таких красках рассказал о новом строящемся в тайге
городе, что пробудил в Томилине мечту тоже стать
ангарчанином. В то время он уже женат был, маленького
сына имел — Андрея. Махнули они с женой обживать
Сибирь и ни разу не пожалели об этом. Край
замечательный, люди исключительные. А на работу на
ТЭЦ-9 ноги сами несли.
Топливно-транспортный цех поразил Томилина. Нигде
ничего подобного прежде не встречал. Больше всего
завораживали автоматические транспортеры,
вагоноопрокидыватели, дробилки. Нравилось ему общаться
с простыми и бескорыстными людьми. Когда он узнал, что
за одни сутки станция перерабатывает сотни тонн угля,
почувствовал — его место здесь.
В первые годы на станцию поступало топливо,
нашпигованное пустой породой, бревнами, булыжниками и
искореженным металлическим ломом. Трудно работалось.
Оборудование только еще обкатывалось.
Его до ума доводили собственными руками. Чаще всего
выходили из строя вагоноопрокидыватели и транспортеры.
Иной раз, бывало, галерею забьет угольной пробкой в
тонн шестьдесят, до последней угольной крошки лопату
из рук не выпускал.
Сын Томилина, Андрей, работает сейчас на той же
«девятке» в цехе топливоподачи в должности
инженера по эксплуатации.
Дома у Томилиных часто говорят о производстве.
Участвует и Ирина — дочь Михаила Андреевича, тоже
работающая на ТЭЦ-9 в качестве дежурной по
железнодорожной станции.
Старшего Томилина в родной цех как магнитом
притягивает. Там, как и на всей станции, настало время
перемен. Стены и пол кафелем облицовываются.
Заменяются старые механизмы, идет интенсивная
модернизация оборудования. И везде — поражающая
взгляд чистота. Ее наводят три раза в сутки, устраивая
влажную уборку. Теперь концентрация угольный пыли в
воздухе — в пределах нормы, что обеспечено за счет
установленных дренчерных завес.
Хорошими людьми станцию бог не обидел. Работал на ней
Анатолий Иосифович Бурлак. Сегодня он — пенсионер.
«Почетный энергетик СССР». Анатолий Иосифович по
легкому дымчатому мареву из труб «девятки» может
запросто сделать вывод, сколько котлов у нее находится
под нагрузкой. Опыт подсказывает. Все же провел на
«девятке» половину своей жизни. На самой «горячей
сетке», в самом капризном и непредсказуемом цехе. Там,
где за многослойной изоляцией бушует огненная плазма,
превращающая обыкновенную жидкость с химической
формулой H