Приведение в соответствие
Верховный суд оградил реформу местного самоуправления в Усть-Ордынском округе от нападок
Решение по наиболее обсуждаемому и важному для Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа вопросу наконец-то принял Верховный суд РФ.
Уже несколько месяцев в округе шла ожесточенная дискредитация проводимой
окружными властями реформы местного самоуправления. Для этого
привлекались и судебные органы. Верховный суд, рассмотрев кассационные
жалобы администрации и Думы УОБАО, по сути, в своем решении оградил
реформу от нападок и судебных разбирательств.
Согласно реформе местного самоуправления, на
территории шести районов было образовано 77 муниципалитетов. В выборах
глав и депутатов местных органов власти приняли участие порядка 70%
жителей округа, подтвердив столь высокой явкой свою заинтересованность в их
существовании и работе. Передача власти на места сопровождалась
упразднением промежуточного звена — районных администраций, ранее
имевших свой бюджет и распределявших средства по селам и поселкам. Мэры
районов, досрочно снимая с себя полномочия, перешли в окружную
администрацию, продолжив там курирование своих территорий. Для этого были
созданы территориальные управления.
Из шести глав районов только мэр Эхирит-Булагатского района в самый
последний момент пошел против реформирования, решив сохранить власть в
своих руках. Он усмотрел
противоречия между региональным и федеральным законодательствами и
подал в суд иски,
оспаривающие несколько нормативных актов, в частности, Закон «О структуре
исполнительных органов госвласти в УОБАО» и Положение о территориальном
управлении администрации округа. Все это сопровождалось заявлениями об
ошибочности реформы.
Отчасти эхирит-булагатский мэр был прав: окружной закон принимался в 2003
году в соответствии с действовавшим на тот момент федеральным
законодательством. Но оно затем было изменено, что само по себе является
естественным процессом, так как меняется и реальная обстановка, сама жизнь.
Помимо того, была проведена административная реформа, вследствие которой
изменилась структура власти на федеральном уровне.
Оспариваемый мэром закон решением окружного суда был признан
противоречащим федеральному законодательству. При этом мотивировочная
часть данного решения на три четверти состояла из негативных оценок
реформы, к делу о законе отношения не имеющих. Это и подтолкнуло
окружную администрацию к отстаиванию своей точки зрения в Верховном
суде. Сам же закон «О структуре…» был приведен в соответствие с
федеральным законодательством.
В итоге Верховный суд, с одной стороны, подтвердил несоответствие старой
редакции, что для округа, принявшего новую редакцию закона, уже не
актуально, а с другой — помог окружной администрации защищать
реформу от нападок, очистив мотивировочную часть от суждений и выводов,
относящихся к образованию, преобразованию, упразднению органов местного
самоуправления. Именно это и является главным результатом апелляции
окружных властей.
В тот же день, 29 июля, Верховный суд отменил решение окружного
суда о
признании Положения о территориальных управлениях недействительным. Так
что они будут работать по-прежнему.
Между тем, несмотря на расставление точек над i, политико-юридическая
шумиха скорее всего будет продолжаться.
Вероятнее всего, будет обжаловано и еще одно решение Верховного
суда. Рассматривая кассационные жалобы Думы, администрации и
избирательной комиссии УОБАО на решение окружного суда, предписывающее
проведение выборов глав и депутатов районов, Верховный суд вынес довольно
странный вердикт. С одной стороны, он соответствует принятому уже
после старта реформы в УОБАО федеральному закону, предусматривающему
двухуровневую систему местного самоуправления. С другой стороны, оно
является заведомо неисполнимым: согласно ему выборы должны состояться 15
августа, то есть на следующей неделе.
Эта дата была принята несколько месяцев
назад окружным судом, сейчас же провести выборы в эти сроки нереально: дату
необходимо объявить более чем за два месяца до самого голосования, дать
кандидатам месяц на выдвижение, время на проведение избирательной
кампании и т.д. Таким образом, окружная избирательная комиссия оказалась в
ситуации, пагубной для нее при любом раскладе. Если она исполнит решение
суда, то нарушит избирательное законодательство и будет распущена, если нет
— та же самая мера будет применена за неисполнение.
Такая ситуация может дестабилизировать положение в округе.