Реформа с секретом
Подписание президентом Путиным указа о реформировании Федеральной службы безопасности (ФСБ) и официальные комментарии руководителя департамента организационно-кадровой работы ФСБ генерал-полковника Евгения Ловырева не внесли ясности относительно того, что будет происходить с этим ведомством дальше. Приведет ли планируемая реорганизация к реальному расширению полномочий и повышению эффективности ФСБ или все ограничится сугубо административными преобразованиями вроде переименования подразделений службы и повышения личного статуса ее руководства.
Судя по тому, что многие СМИ со ссылкой на свои источники в Кремле, правительстве и
самой ФСБ опровергли появившиеся ранее слухи о слиянии ФСБ, Службы внешней разведки
(СВР) и Федеральной службы охраны (ФСО) и создании на их основе Министерства
государственной безопасности, речь действительно идет всего лишь о мягкой
административной реформе.
Однако решение о повышении статуса директора ФСБ (он приравнен к федеральному
министру) и соответствующие изменения статуса его заместителей позволяют предположить,
что в перспективе дело может дойти и до более существенных изменений, нежели те
декоративные преобразования, о которых так долго и подробно говорил генерал Ловырев. А
аккуратная дозировка информации связана с тем, что объединение всех спецслужб в одно
министерство с характерной аббревиатурой МГБ вызывает совершенно определенные
ассоциации с советским КГБ и репрессиями времен Абакумова и Берии.
Даже если СВР и ФСО сохранят вполне оправданную, на взгляд некоторых экспертов,
самостоятельность, статусные и структурные изменения ФСБ, которая в прошлом году уже
поглотила Федеральную пограничную службу (ФПС) и Федеральное агентство
правительственной связи и информации (ФАПСИ), могут привести к значительному
усилению ФСБ. На фоне новых угроз это усиление является совершенно естественным и
никак прямо не связанным с нашими традиционными страшилками вроде «наступления на
демократию» и «реставрации тоталитаризма», хотя в перспективе и не исключающим
реализацию этого сценария.
Между тем почву для разнообразных домыслов дает именно то, что указ о реформировании
ФСБ является секретным и ознакомиться с его полным текстом невозможно. При этом
выдержки и пересказ содержания указа в СМИ слишком уж напоминают циркуляр, вышедший
из-под руки впавшего в административный восторг начальника средней руки, более всего
озабоченного собственным самоутверждением.
Действительно, в качестве цели реформирования ФСБ заявлено «повышение эффективности
ее работы», каковое планируется осуществить путем переименования и переструктурирования
подразделений службы и сокращения числа заместителей ее директора. Вот, собственно, и
все, что на сегодняшний день доподлинно известно публике. На этом фоне слова генерала
Ловырева о том, что при подготовке указа были «учтены практически все предложения
руководства ФСБ», могут вызвать сомнения в дееспособности и адекватности руководства
ФСБ.
Снять или притушить эти сомнения можно только одним способом — предположить, что самое
главное и важное скрыто в секретной части указа, а конкретные судьбоносные решения будут
приняты на ближайшей коллегии ФСБ и доведены до ума в течение трех ближайших месяцев,
отведенных для реализации заложенных в указе преобразований.
В противном случае не избежать разговоров о том, что «гора родила мышь», и отсылок к
известному тексту Салтыкова-Щедрина о Топтыгине, который вместо ожидавшихся «зверств»
ограничился «съедением чижика».