Байкальская свежесть в Первопрестольной
28 июля в Москве на Крымском валу в лучшем зале ЦДХ открывается выставка иркутских художников. Событие для сибиряков радостное и долгожданное, особенно в пору, когда дальние творческие поездки затруднены по вполне понятным причинам. Предыдущая встреча с искушенной столичной публикой произошла в 1996 году. Ценители искусства восприняли работы наших мастеров не просто благосклонно, а с некоторой долей удивления и открытия именно свежести и глубины мировосприятия, что весьма ценно на фоне господствующего ныне клипового воздействия.
!I1!Отличительная особенность нынешней выставки: каждый
из 25 мастеров выставляет не одну, а пять работ. Не
пришлось наступать «на горло собственной песне»,
мучительно выбирая одно-единственное произведение.
Пять работ — это уже приемлемое количество штрихов
к творческому портрету, возможность рассказать о
своей манере и духовном поиске.
Собранные в одном зале, эти живописные произведения
призваны сыграть еще неведомую мощную жизненную
симфонию с общей партитурой для маэстро и зрителей.
Таково волшебство настоящей художественной выставки.
Приятно сознавать тот факт, что иркутским мастерам
не нужно специально дотягиваться до какой-то
условной планки, символизирующей успех. У нас
существует традиционно сильная и самобытная школа
живописи, что неизменно отмечают искусствоведы и
всевозможные критики. Природная мощь родной земли,
притяжение Байкала, бережно сохраняемая культура во
многом помогают художнику органично и неповторимо
выразить себя. Сам Иркутск, и это справедливо
заметил в своем предисловии к каталогу выставки
кандидат искусствоведения Александр Греков, является
центром творческой жизни Сибири. Так было и ранее.
Вспомним запись Антона Чехова: «Иркутск —
превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр,
музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы.
Он лучше Екатеринбурга и Томска. Совсем Европа».
Еще несколько строк из предисловия к каталогу
выставки:
«Сегодня мы стали больше ценить возможность
созидательных контактов, четче воспринимать
интонирование друг друга, доносящееся через тысячи
километров и через границы художественных манер и
стилей. Оттого что-то новое, произнесенное в
искусстве, находит скорый отклик в нашей душе,
вызывает ответное волнение и желание вступить в
диалог».
!I2!В пору непростого сближения Европы и Азии иркутские
художники достаточно смело осуществляют в своих
произведениях «евразийскую плавку», высекая новые
искры надежды, что времена всеобщей озлобленности и
недоверия минуют нас.
О себе и своих коллегах, чьи работы скоро увидит
срединная Русь, Александр Муравьев, председатель Иркутского
Союза художников России, сказал так:
«Мы все очень разные: по возрасту, духу,
темпераменту, стилистике выражения. У каждого своя
глубина и образная атмосфера холста, ностальгия по
совершенству. Это и прекрасно. Можно только
благодарить судьбу и наших уважаемых спонсоров, что
такая поездка стала возможной. Для художника это
счастье — не просто показать себя, но еще и
почувствовать отклик сердца тех, кто придет
посмотреть картины».
В газетной статье невозможно подробно рассказать о
каждом участнике выставки, разве что отметить самое
характерное в творчестве художника, то, что можно
выразить несколькими словами. Хотя и здесь есть
неожиданности, подтверждающие, что все течет, все
изменяется.
Скажем, в творчестве Анатолия Алексеева традиционно
звучали русские классические мотивы. Крепкое
рисование, суровое полотно. В нынешней экспозиции
вдруг прорезывается тончайшая лирика. Очарование
сибирской природой так ясно чувствуется в его
картинах «Золотой вечер», «Тревожные облака»,
«Лунные цветы».
Еще один классик иркутской живописи Виталий Рогаль
накануне своего девяностолетия не собирается
обретать спокойную созерцательную жизнь. Его работа
«Солнце Байкала» потрясает своей экспрессией,
моментальным ощущением радости бытия.
Певец Байкала Евтей Симонов дарит нам сверкающий
голос воды, добротный запах камней и полет розовых
чаек. На его картинах Байкал осязаем, это живая
субстанция.
Волшебными светильниками висят «Звезды над Байкалом»
у Валерия Чевелева. Сразу вспоминается
пастернаковское: «Когда еще звезды так низко росли?»
И еще строка иеромонаха Романа: «Поразмазав, как в
детстве звезду».
Виталий Смагин увлечен эпосом бурятского народа. В
своем творческом поиске он свободно перемещается от
социалистического реализма до абстракций, порой
бывает открыто декларативен. Но в каждой его картине
прежде всего звучит музыка цвета. Ее подбором он
искренне увлечен и это чувствует зритель.
Два Кузьмина, Владимир и Геннадий, — очень разные
художники. Первого можно назвать певцом родного
Иркутска. Свежесть, незамутненность холстов,
узнаваемость и в то же время фантасмагоричность его
улочек и домов надолго остаются в памяти. Это о нем
сказал Валентин Распутин: «Искренний, честный,
добрый, постоянно приглашающий к добру, как к
празднику».
Стилистика картин Геннадия Кузьмина совсем иная, ее
можно назвать кубистической. Ячейки цвета постоянно
собираются в разноцветную мозаику. Для художника
порой важен сам процесс жизнестроительства, а потом
уже результат. В северной неожиданной палитре
выдержано его полотно «Рождение Венеры», добротны и
невозмутимы «Купальщицы», словно собранные из блоков
бытия.
Александр Муравьев тяготеет к библейским вечным
сюжетам. На грешной земле его волнует тема
утраченного рая. Воздушная, мягкая палитра красок
лечит глаз. Вечной тоской по утраченной молодости
наполнена картина «Сусанна и старцы». Ветер
потерянной гармонии сквозит в другой его картине
«Адам и Ева». Художник бесстрашно ищет идеал там,
где до него мучительно искали титаны живописи. Он
убежден, что для сегодняшнего мира, полного
противоречий и драм, это необходимо.
Холсты Николая Башарина обладают особым обаянием
подлинности. Как правило, его сюжеты неброски, но в
них подмечено то, что вызывает волнение и заставляет
удивляться. Таков, к примеру, «Пейзаж с лошадью».
Можно сказать и об особом обаянии его женского
портрета, где так ценно естество.
Стихия Геннадия Шихалева — тайга, закаты, восходы.
Его картины щедры на цветы, дары природы. Только у
него можно увидеть хороводы таежных незабудок, будто
бы исполняющих таинственный голубой танец.
Живопись Евгения Турунова — это скорее ностальгия
не по реальности, а по волшебному миру, который
плещется рядом. В этом мире главенствует цвет, как у
любимого им Анри Матисса. Художник пишет
невообразимо романтичные цветы, обдуваемые воздухом,
раковины и черепах. Панцирь его «Блуждающей
черепахи» словно изъеден временем. Он похож на
камуфляж, осенний лист и земные меридианы
одновременно.
!I3!Петр Ончуков пишет в манере скорее близкой к
примитивизму. Очень добрые, неожиданные работы,
иногда с задорным хулиганством. Его звери имеют
вполне человеческий характер. Глядя на его картины,
вспомнились строки одного провинциального поэта:
«Люди убили ужа,
И не родились ужата,
Не потому ли душа
Так и доныне ужата?»
Тематика графических работ Александра Шипицына —
взаимоотношение человека и природы. Он использует
символы и аллегории, совмещение разных планов, важно
только настроиться на его волну. Таковы его листы
«Иркутский мотив», «Байкальская лиственница»,
«Композиция с зимним Иркутском», выполненные в
технике монопринта.
Как отметил Александр Греков, москвичи откроют для
себя иркутских художников, чьи произведения образуют
устойчивую стилистическую группу, где сильно
символическое и метафорическое начало, стремление за
кажущейся незамысловатостью сюжета выявить
самоценность предмета, вещи, мотива. Это Анатолий
Погребной, Николай Вершинин, Александр Самарин, Николай Тарасик, Сергей
Элоян, Сергей Жилин, Валерий Мошкин, Антон Лодянов,
художники очень разные по темпераменту, творческим
устремлениям и мировосприятию.
Отдельно надо сказать об оригинальных объемных
конструкциях и пространственных комбинациях
дизайнера Владимира Соколова. Его бриколлажи
сконструированы из различных материалов, каждый
имеет свой подтекст. Художника можно назвать
хранителем времени. У него есть дар возвращать
предметы из небытия, помещать их в новую реальность.
!I4!Декоративно-прикладное искусство Восточной Сибири
представляет также Александр Поправко со своими
композициями, посвященными красоте родного края,
выполненными в сложном соседстве металла, дерева и
керамики. И Лев Сериков, в творчестве которого
удивительным образом уживаются библейские мотивы и
языческие чувственные образы. Дерево — его
излюбленный материал, подвластный каждому движению
резца. В его творчестве органично переплетаются
восточная чувственность и западный прагматизм.
Запоминаются и бронзовые скульптуры Даши Намдакова,
в которых древний сюжет является лишь поводом для
современного осмысления действительности.
Особо нужно отметить прекрасное, самодостаточное
качество издания каталога выставки. По-существу, это
художественный альбом. Над его созданием увлеченно
потрудились земляки, сотрудники «Артиздата» во главе
с директором Сергеем Мурзиным. В напутственном слове
к ценителям искусства обратились губернатор области
Борис Говорин и депутат Государственной Думы Сергей
Дубровин.
Выставка 125 работ иркутских художников пройдет в
Москве с 28 июля по 14 августа. Пожелаем нашим
маэстро успеха, радости от новых встреч и прекрасных
впечатлений на будущее.