издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Власть должна защитить интересы граждан

Выступление губернатора Иркутской области Бориса ГОВОРИНА 9 июля на совместном заседании МАСС и совета Сибирского федерального округа в Красноярске

Социальный пакет, так называемая монетизация льгот,
— это вопрос, обсуждение
которого уже имеет статус общенациональной дискуссии. В этом социальном
пакете все: детские пособия и компенсации, предоставление всеобуча, это и
профподготовка, это и работа с детьми, которые оказались без родителей,
организация летнего отдыха детей. Сегодня есть большие сомнения в том, что
радикальный подход не ухудшит социальное положение людей. Особенно если
учесть результаты анализа доходного потенциала регионов. Все это ставит под
сомнение и благородную цель реформы, и механизм ее реализации.

По моему глубокому убеждению, темпы модернизации существующей системы
отношений в обществе напоминают темпы приватизации в 90-е годы, когда было
заявлено, что государственная собственность — это плохо, централизованная
плановая экономика — тоже плохо, давайте быстро передадим все это в частные
руки, и все будет хорошо! Вот точно так же происходит и сейчас.
Одновременно идет процесс модернизации местного самоуправления, разделение полномочий
между тремя уровнями власти, модернизация социальных программ — все в одной
временной точке. У представителей регионов это вызывает аргументированные
вопросы к правительству РФ. Одновременное изъятие у регионов доходного
потенциала и передача огромного количества расходных полномочий лишает
региональные бюджеты возможности для баланса. Например, если на 100
процентов просчитать объем всех полномочий и обязательств так, как они
прописаны в проекте законов, то дефицит бюджета Иркутской области составляет
более 10 млрд. рублей.

Чем это чревато? Всем известно, что уровень жизни в сибирских регионах и на
Дальнем Востоке на 20% ниже, чем в европейской части России. И не зря мы с
президентом обсуждали принятие специальных программ для развития
производительных сил в Сибири и на Дальнем Востоке и закрепления здесь
человеческих ресурсов, говорили о специфике нашего региона. Сможем ли мы с 1
января 2005 года сохранить это качество жизни, уже далеко не лучшее, по
сравнению с другими регионами? Абсолютное большинство руководителей
регионов, людей, которые имеют огромный опыт практической работы, которые
знают, как живет каждая деревня, каждый населенный пункт, чувствуют, что
условия, предоставленные региону, не позволят сохранить существующее
положение вещей. Уже сегодня мы при слабо построенных региональных
бюджетах можем лишь поддерживать необходимый уровень жизнедеятельности и
минимальное социальное спокойствие в регионах.

Как можно исправить ситуацию? Единственный налог, который может быть
предметом регулирования, — это налог на прибыль, поскольку НДС — на 100
процентов в бюджете РФ, подоходный — у нас, на имущество
— у нас, земельный налог — у нас. Налог на прибыль мог бы создать конструкцию гармонизации разного
рода интересов. А мы имеем сегодня изъятие 1,5 проц. налога на прибыль из
консолидированного бюджета области в федеральный бюджет. И такие тенденции
вызывают опасение. Как в такой ситуации создать у каждого жителя области
уверенность, что власть защищает их?

И вновь мы говорим о том, что необходимо сформулировать особые подходы в
отношении ряда регионов. Экономический анализ достаточно четко показывает: у
нас существует мощная миграция. Люди из Сибири уезжают, а те, кто прибывает,
не задерживаются надолго, поскольку не видят для себя перспектив. И это
замечаем не только мы: когда председатель постоянного комитета Всекитайского
собрания народных представителей У Банго побывал в Иркутске, он не стал
скрывать, что в Китае считают, что в Российской Федерации отсутствует политика
закрепления людей в Сибири и на Дальнем Востоке. Об этом же говорят
представители Южной Кореи.

Пока проекты преобразований, которые предлагаются обществу, слишком
технократичны, мало аргументированны, бездоказательны. Обсуждение их
напоминает дорогу с односторонним движением — на все замечания готов ответ:
вы ничего не понимаете, наши решения достаточно взвешенны и обжалованию не
подлежат. Но я, как и большинство моих коллег, не сомневаюсь, что в первом
квартале будущего года, когда уровень доходов будет на 15-17% ниже
прогнозируемого уровня, мы получим всплеск социальной напряженности.

Сегодня 2,6 млн. человек живет в нашем регионе, и социальный пакет, который
подлежит пересмотру, касается практически всех. Он касается детей и взрослых,
больных и здоровых, работающих и нет. Сбалансированный бюджет — это, по
сути, стабильность Сибири. И удивительно, что, когда 16 регионов Сибирского
федерального округа собираются в Красноярске, среди них нет ни одного
представителя правительства. Это очень показательно. Мы что, собрались здесь
личные проблемы обсуждать?

Сейчас очень важно правильно подойти к процессу распределения
консолидированного бюджета России, чтобы обеспечить стабильность не только
федеральной власти, но и региональной, которая подлежит глубокому
реформированию. Я считаю, что целесообразно поручить председателю МАСС
довести нашу позицию до председателя правительства, доложить о той дискуссии,
которая здесь развернулась, о работе, которую проделал координационный совет.
Необходимо, чтобы руководство Минфина оценивало ситуацию не из роскошных
кабинетов. Пусть Минфин встанет на точку зрения населения деревень Тывы,
Бурятии, Иркутской области или Хакасии и увидит, какие перспективы имеются у
населения в результате «блестящего» управления нашего Министерства
финансов.

Сегодня Госдумой задана очень агрессивная динамика работы, поэтому нужно
использовать максимум путей и возможностей, чтобы донести нашу оценку, наши
предложения до правительства России. Если Госдума примет эти решения, СФ
утвердит, президент подпишет — мы будем обязаны их выполнять. Поэтому мы
стоим на пороге серьезной проверки способности власти в этих условиях
квалифицированно вести себя, защищая интересы граждан. Необходимо в
кратчайшие сроки собрать депутатов сибирских регионов для того, чтобы
обсудить общую позицию, поскольку есть обоснованные опасения, что партийная
принадлежность, к сожалению, снижает самостоятельность депутатов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры