Расстановка по требованию
Кризис упрочил позиции банков с государственным участием Медленно теряющий остроту очередной банковский кризис еще надолго оставит у населения панический привкус повторения пройденного. Как и несколько лет назад, оказалось, что вновь необходимо переживать за сохранность средств, размещенных в банках, за зарплату, которую начисляют на пластиковые карточки, словом, за все то, что уже давно стало обыденным. Можно сказать, что паника началась с отзыва ЦБ лицензии у "Содбизнесбанка". Владельцы этого банка попытались обвинить Банк России в своих бедах, но те, кто следил за ситуацией на межбанковском рынке, знали, что против "Содбизнесбанка" давно возбуждено уголовное дело. Поэтому знающие люди не считали, что преследование одного банка может вылиться в широкомасштабный кризис. Однако в дело вмешались, как это в последнее время часто бывает, представители силовых ведомств.
Глава Комитета по финансовому мониторингу Виктор Зубков заявил,
что у КФМ есть список еще 10 банков, у которых могут возникнуть
проблемы. Хотя в КФМ позже опровергли факт наличия такого списка, в
разных видах списки проблемных банков циркулируют до сих пор. Более
того, такие списки получили представители государственных служб. Самое
интересное в данной ситуации заключается в том, что некоторые
финансовые структуры принялись редактировать изначальный список,
вычеркивая себя и вписывая названия конкурентов. В конечном счете,
разобраться хоть в чем-то стало проблематично, и были созданы
идеальные предпосылки для паники среди вкладчиков.
Банк России указывал на отсутствие каких-либо реальных оснований
для кризиса. Но кризис развивался без оглядки на экономические законы и
финансовое состояние банковской системы. Кризис был вызван
искусственно, просто в смутное время очень удобно заниматься переделом
собственности и наносить удары по конкурентам. Все события происходили
на фоне слухов о грядущей чистке банковского сектора, и многие
восприняли случившееся именно как ее начало.
Вряд ли можно назвать происходящее санацией банковской системы,
однако перенос акцентов и изменение расстановки сил уже произошли.
Прошло перераспределение финансовых средств в пользу банков с
государственным участием. На фоне нервного состояния частного сектора
государственные банки оставались спокойны. Внешторгбанк собрался
прирастать активами Гута-банка, в Сбербанке наблюдался приток клиентов,
переводивших свои счета из других банков просто «на всякий случай». На
рынке долговых инструментов только бумаги государственных банков
торговались с неизменным успехом.
Значимых банков с государственным участием не так много. Помимо
уже упомянутых выше Внешторгбанка и Сбербанка, есть еще
Россельхозбанк, Российский банк развития (РБР), Росэксимбанк,
Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) и Транскредитбанк. Все эти
банки не только участвуют в федеральных программах и входят в 50
крупнейших российских финансовых институтов, но и имеют совместный
опыт работы в рамках заключенных соглашений и договоров.
Если учесть тот факт, что даже рейтинговое агентство Moody’s, снижая
рейтинги крупнейших российских банков, не тронуло показатели госбанков,
считая, что с ними ничего не произойдет, нет ничего удивительного в
поведении вкладчиков. Логика в действиях населения очень проста:
«Надежный банк — государственный банк». Этим и объясняется
перемещение вкладов и счетов из коммерческих банков в государственные
структуры.
Отсутствие политической окраски, прямая поддержка со стороны
государства, невозможность «бегства» капитала за границу — такие
причины, повлиявшие на принятие решения, называют вкладчики,
участвовавшие в последних опросах общественного мнения,
проводившихся «по горячим следам кризиса». Естественно, большая часть
серьезных коммерческих банков устоит и оправится от кризиса, однако,
многие позиции уже будут утеряны, и государственные банки не преминут
заполнить освободившиеся ниши.