издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свет в конце туннеля

Северо-Муйский туннель расположен на северо-востоке
Республики Бурятия. Это самый длинный (15343 м)
туннель на территории России и пятый по длине в
мире. Это беспрецедентный по сложности инженерных и
технологических решений проект, созданный в условиях
вечной мерзлоты, среднегодовых перепадов температур
около 100 градусов по Цельсию, в сейсмоопасной зоне,
с возможностью сейсмической активности порядка 9
баллов по шкале Рихтера. Туннель пересекают три
разлома и около десятка подземных рек. За все время
строительства сюда было вложено более 16 млрд. руб.

5 декабря 2003 года он был торжественно открыт.
Съехались на торжество открытия многочисленные гости,
и, конечно, самыми почетными среди них были
строители туннеля. Завершилось строительство
последнего крупного объекта Байкало-Амурской
магистрали. Через туннель, который строился почти
тридцать лет, с востока на запад и обратно идут
поезда.

Планы по прокладке железной дороги через туннель под
Северо-Муйским хребтом разрабатывались «Бампроектом»
еще в 1936-1937 годах. У молодого советского
государства складывались очень сложные отношения с
ближайшими соседями: Японией и Китаем. Поэтому и
рассматривались различные варианты дублирования
слишком близко расположенного к границе Транссиба.

В марте 1975 года на месте будущего Восточного
портала со стороны Муйской долины высадился первый
десант тоннелестроителей, в задачи которого входила
подготовка площадки для строительства.

Работать приходилось в очень тяжелых условиях.
Температура в январе опускалась ниже пятидесяти
градусов, в июле поднималась выше тридцати пяти.

Работы продолжались до 1994 года, когда из-за
недостатка финансирования строительство почти
замерло. Но строители, которые месяцами оставались
без зарплаты, не «предали» свой туннель. Некоторые
уехали, но большинство остались и продолжали
работать. На торжественном митинге руководитель ОАО
«Бамтуннельстрой» Александр Голышев поблагодарил
всех, кто в те годы выстоял и смог пережить тяжелые
времена.

В конце 90-х, когда экономика страны начала оживать,
строительство продолжилось. Эстафету приняло
Министерство путей сообщения. Только в 2002 году
железнодорожники вложили в туннель около 4 млрд.
рублей.

Для того, чтобы туннель начал официально
функционировать, нужно было получить разрешение
государственной комиссии. И 30 ноября 2003 года акт
о приемке объекта был подписан. Был торжественный
митинг в честь официального открытия туннеля.

На митинг, казалось, собралось все население района.
Сотни людей внимательно слушали выступающих.
Тогдашний заместитель председателя правительства Владимир
Яковлев назвал окончание великой стройки важнейшим
событием не только для Сибири, но и для всей страны.
Президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев зачитал послание
президента Владимира Путина, который очень высоко
оценил подвиг людей, построивших туннель. Геннадий
Фадеев вручил дипломы заслуженным строителям
туннеля. Президент Республики Бурятия Леонид Потапов
наградил участников строительства памятными медалями.

Впечатляющим завершением митинга стал салют, под
грохот которого в туннель ушел первый товарный
поезд. Салют продолжался все время, пока все вагоны
с контейнерами, ускоряясь, втягивались в туннель. А
сразу после грузового поезда по туннелю прошла
первая электричка повышенной комфортности, на
которой на Западный портал туннеля переехали и
гости, и журналисты, и многочисленные ветераны
стройки.

Строители Северомуя могут гордиться результатами
своего труда. Они с честью преодолели не только
природные, но и экономические преграды и трудности.
Их опыт и умения еще пригодятся. А пока строители
переезжают на новые места. В 2004 году ОАО «РЖД»
израсходует 800 млн. руб. на расселение и
трудоустройство строителей тоннеля. По данным ВСЖД,
окончание строительства туннеля позволит вывести на
экономически целесообразный уровень эксплуатацию
всей Байкало-Амурской магистрали.

Президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий
Фадеев сказал слова, под которыми без колебания
подписался бы любой железнодорожник и строитель: «В
том, что сложнейшая стройка закончилась и
туннель-гигант начал свою трудовую биографию в
начале ХХI века, есть что-то символическое. Хочется
верить, что век этот будет богат на добрые дела, на
большие стройки и великие открытия, а их предстоит
сделать еще немало».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры