издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дороги, которые нас выбирают

Несколько лет назад группа руководителей предприятий управления автомобильной дороги Красноярск -- Иркутск побывала в Нидерландах. Специалисты из Сибири знакомились с предприятиями, занимающимися содержанием дорог, их оснащенностью. Было очевидно, что нидерландские коллеги работают, наши, в основном, решают проблемы. Дорогами в северной европейской стране занимается правительство, понимая, что от их состояния зависит экономика.

Учиться в Москву, а затем и Нидерланды ездил
заслуженный дорожник России Владимир Константинович Холодный —
главный хранитель дороги от Иркутска до Култука, самого трудного участка
пути, связывающего не только наш город с Байкалом, но
и всю Сибирь с Дальним Востоком и Китаем.

«Наша дорога сложная в эксплуатационных
характеристиках, — рассказывает В. Холодный, — на подходах к Байкалу ее содержание
значительно труднее, чем в равнинной местности. Правда, по отношению к
Балтийскому морю, высота не позволяет назвать дорогу горной, но по рельефу,
извилистым серпантинам, конечно, она горная. Обстановка осложнилась в
последние годы еще и потому, что резко увеличилась интенсивность
движения. Многократно
возросло количество легкового транспорта, большегрузов, длинномеров,
идущих по дороге сплошным потоком. Многие из этих автомобилей даже в
летний период трудно преодолевают горные уклоны, не говоря о передвижении
зимой».

Содержанием, заботой о безопасности движения такого участка может
заниматься только опытный человек, хорошо знающий инженерное дело,
проектирование, обладающий незаурядными организаторскими способностями
и волевыми качествами, которые отличают руководителя. Тридцатилетний стаж
работы на дорогах Иркутской области позволил Владимиру Константиновичу
обрести эти качества, сохраняя подлинную интеллигентность, тактичность,
умение личным примером воодушевить людей на работу.

В характере Холодного чувствуется основательность, заложенная отцом-
дорожником. В армию украинца Константина Холодного призвали еще до
войны. Ему пришлось пройти весь Западный фронт, после взятия Берлина был
переброшен на восток, на войну с Японией. После окончательной победы осел
в Иркутске, женился, родил двух сыновей. Работать начал в дорожной
организации СУ-3 «Иркутскспецстроя», стал бригадиром, его портрет не сходил с
Доски почета.

Начиная с 9 класса, Владимир вместе с двоюродным братом, в летние
каникулы устраивался на ремонт дороги. Работа
понравилась, выбор профессии был сделан. По окончании 11-го класса, он поступил на
дорожный факультет политехнического института, по специальности
«Автомобильные дороги». Закончив обучение в 1971 году, попал
в одно из подразделений дорожно-строительного треста. Молодой, энергичный,
Владимир быстро начал подниматься по служебной лестнице: был мастером, прорабом,
начальником участка, три года служил главным инженером. Отработав в этой
организации десять лет, перешел в дорожное управление Красноярск
— Иркутск, возглавив там проектный отдел. Сколько дорог построено и отремонтировано
по проектам Холодного, сколько, шаг за шагом, пройдено километров пути!

Какой романтичной кажется дорога до Култука. Будто спохватившись, она из
равнины медленно начинает подниматься вверх. Ее виражи обступает
величественная тайга. Нахмуренная, она кажется таинственной. Крутой поворот
открывает безмерную гладь Байкала, снова поворот и вновь блеснуло водное
диво, отражающее веселые зайчики солнца. Когда едешь
пассажиром в комфортабельном автобусе,
совсем не думаешь о том, что преодолеваешь путь на самом
сложном участке дороги нашей области. Впрочем, если и водитель предастся
любованию пейзажем, его легкомыслие может обернуться аварией.

«Зима 2004 года стала особенной, только в январе было семнадцать
снегопадов. Благоприятный февраль, кажется, оставил позади ненастье, но март
преподнес сюрпризы, которых не ожидал никто: снег шел несколько дней
подряд, — вспоминает Владимир Константинович.- Работа дорожников стала
напоминать фронт, где бойцы сражались со снежными завалами».

От момента завершения
снегопада, каждому предприятию дается пять часов на его уборку. Редко когда
это правило выполняется, водители не понимают, что транспортникам дано
время на то, чтобы привести дорогу в рабочее состояние. Грузовые,
длинномеры, легковые машины как шли, так и идут в снегопад. Никто этот
поток остановить не может. Закрыть шлагбаум — значит, накопить пробки.

«У нас был случай, когда надо было сделать выпрямление дороги в горах на 54-м
километре. Когда взорвали скалу, она легла прямо на дорогу. В течение двух
часов, пока мы убирали завалы, с двух сторон накопилось столько машин, что
потом пришлось их пропускать в течение нескольких часов».
Мартовские снегопады этого года тоже заставили закрыть дорогу. Что
происходило на ней в это время, легко представить: не только дорожники,
водители взялись за лопаты, откапывая машины. Зиму пережили, пережили и
весну, когда растаявший снег потоками хлынул с гор, заливая все на своем пути,
и дорогу в том числе. Одним словом, фронт…», — вспоминает Владимир
Константинович.

В непогоду дорожники устанавливают круглосуточный режим работы, техника
и люди работают на пределе возможностей. Удивительно, но люди
оказываются крепче своих железных помощников, техника быстрее выходит из
строя. Случается это не только в экстремальных ситуациях, почти каждый
рабочий день.

«От своего труда хочется получать удовольствие, продолжает
Холодный, — но удовольствие это часто бывает сомнительным, техника
ломается постоянно, изношенная до 60 %, она не выдерживает нагрузок.
Небольшое количество новой дорожной техники, которая у нас есть, положение
не спасает, участок протяженностью почти в сто километров одной-двумя
машинами привести в порядок невозможно».

Владимир Константинович о своей работе рассказывает спокойно и ровно, но
за каждым словом чувствуется неравнодушие человека, который хотел
бы работать цивилизованно.
Планерка, начавшаяся в 7.30 утра в кабинете к 10 часам
переходит на трассу. Запланированные работы часто корректируются.
Сломалось несколько машин — это значит, людей и технику одного участка надо
перебрасывать на другой. Рабочие частенько падают духом. В таких случаях
Холодный берет в руки лопату, начинает разгружать машину со
щебнем или песком, личным примером воодушевляя людей.

В отпуск дорожники уходят, как правило, зимой или весной, лето — пора ремонтов.
Сегодня от 20-го до 70-го километра тракта покрытие приведено в надлежащее состояние.
Был произведен ремонт в поперечном профиле, ликвидирована полностью
неровность покрытия, ямочность, гребенки. В настоящее время задача
предприятия состоит в том, чтобы поддержать отремонтированные участки в
безопасном состоянии. От Иркутска до Шелехова дорога в хорошем состоянии,
относится ко второй и третьей категориям, но, начиная от Шелехова, она
требует реконструкции.

То, что имеется в хозяйстве, надо содержать образцово. Предприятие
основательно подготовлено, на 13-м и 57-м километрах построены базы с гаражами,
теплоремонтными мастерскими, асфальтобетонным заводом, дробильным
хозяйством. Налажены связи с предприятиями, которые поставляют соль и
песок.

Но что будет завтра? Надвигается приватизация на дорожную отрасль, что,
наверняка, отрицательно скажется на ее содержании. «Сегодня выделяемые
фонды и лимиты ниже затратных, — рассуждает Холодный. — Каково станет
положение предприятия, когда оно окажется открытым или закрытым — все
равно каким — обществом? Люди потеряют работу, как это случилось на
Тайшетском и Михайловском отрезках пути. Таких баз, как наша, просто не
будет. Частный капитал редко вкладывает средства в убыточные объекты, а
содержание дороги не может быть прибыльным. Невозможно просчитать
расходы, если, с учетом инфляции, они всегда отставали от затратных».

При всем пессимистическом взгляде на перспективу развития дорожной
отрасли Владимиру Константиновичу есть чем гордиться. На дороге,
разделенной от 9-го до 46-го километра и дальше, от поселка Моты до 91-го километра, —
порядок. Все семьдесят человек — это вместе с рабочими ремонтных мастерских
и охраной — надежные люди.

Но проблемы, конечно, остаются. Если учесть, что идеальные дорожные покрытия в
Сибири не выдерживают перепада температур, что говорить о дороге до
Култука, которая относится к четвертой технической категории. Уклоны здесь
доходят от 120 до 200 промиль. С вводом в эксплуатацию участка Хабаровск —
Чита интенсивность движения значительно возросла. Транспорт, который
сегодня движется по этой дороге, перекрывает ее техническую пропускную
способность. До Шелехова в сутки проходит около десяти тысяч машин, от
Шелехова — более пяти тысяч. Едут местные и транзитные большегрузы,
дальномеры с товарами из Китая, едут летом отдыхающие на курорты
Тункинской долины — в «Аршан», «Ниловку», «Жемчуг», зимой — на
Байкальскую горнолыжную базу.

Проблемы! Сколько их у Владимира
Константиновича Холодного? Каждый день он выходят на работу и каждый
день решает их. Движение на трассе, как саму жизнь, не остановить…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры