издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Мертвые" льготы и "живые" деньги

  • Автор: Павел ГОРБУШИН

Что лучше: декларированные, но не всем доступные, льготы или их реальная денежная
компенсация?

В рамках реформы федеративных отношений этот вопрос получил, пожалуй, самое широкое
обсуждение. Масло в огонь подливают некоторые политики, настойчиво убеждая граждан в том,
что правительство, продвигая реформы в социальной сфере, пытается сэкономить на ветеранах и
инвалидах.

Партия «Единая Россия» четко сформулировала свою позицию: новый закон необходим, но
механизм его реализации не должен ухудшить социальное положение населения.

Сегодня на финансирование 156 видов социальных выплат, льгот, пособий и дотаций 236
категориям граждан выделяется только 40 млрд. рублей, что составляет лишь 1,7% федерального
бюджета. Даже в таких благополучных городах, как Москва и Санкт-Петербург усредненные
показатели предоставления льгот самым распространенным категориям льготников (ветераны и
инвалиды) колеблются в пределах от 16 до 250 рублей в месяц. Правительство же предлагает
увеличить бюджетные расходы по статье «Социальная политика» до 6-7% и выделить 170 млрд.
рублей, но при условии, что эти деньги в виде денежных компенсаций пойдут адресно каждому
человеку, имеющему право на льготы (см. таблицу).

Какими суммами и кому предлагается компенсировать льготы

Категория льготников

Размер выплат (руб. в месяц)

Инвалиды войны

2 000

Участники ВОВ

1 500

Ветераны боевых действий

1 100

Проходившие военную службу во время ВОВ не в составе действующей армии

600

Жители блокадного Ленинграда

1 100

Работавшие во время ВОВ на военных объектах

600

Труженики тыла

Устанавливается субъектом Федерации

Члены семей погибших, инвалидов, участников войны и боевых действий

600

Ветераны труда

Устанавливается субъектом Федерации

Герои СССР, РФ, Социалистического Труда, кавалеры орденов Славы

3 500

Инвалиды I группы

1 400

Инвалиды II группы

1 000

Инвалиды III группы

800

Дети-инвалиды

1 000

Репрессированные

Устанавливается субъектом Федерации

Чернобыльцы и приравненные к ним лица

1 700

Доноры

500

Источник: правительство РФ

Существующая ныне система предоставления льгот несправедлива уже по своей сути: к
примеру, ветеран-льготник, проживающий в сельской местности, ущемлен в своих правах по
отношению к городскому жителю. В результате, 90% льготников не имеют возможности получать
санаторно-курортное лечение, 70% не пользуются льготами на транспорте. Та же картина и с
получением лекарств, оплатой телефонов и т.д.

С этой точки зрения замена непредоставляемых льгот реальными деньгами просто необходима.
В то же время у депутатов и членов Высшего совета партии «Единая Россия» остаются к
правительству вопросы по механизму начисления денежных компенсаций. Для того, чтобы после
принятия Закона льготники не потеряли, а приобрели, депутаты «Единой России» ведут активные
консультации и обсуждения законопроекта во всех регионах страны.

К сожалению, депутаты Законодательного собрания Иркутской области, сорвавшие последнюю
сессию областного парламента, а потому не определившие своего отношения к законопроекту,
лишили свой регион права быть услышанными в Государственной Думе РФ. И поэтому в первом
чтении закон будет приниматься без учета поправок наших народных избранников. Тем не менее,
региональным политсоветом партии готовится круглый стол с участием всех заинтересованных
сторон.

6 июля в работе этого «круглого стола» примут участие депутаты Государственной Думы,
представители администрации Иркутской области, мэры городов и районов, члены фракции
«Единая Россия» Законодательного собрания области, представители общественных организаций.
Их консолидированное решение будет доведено до сведения разработчиков законопроекта и
депутатской фракции единороссов в Государственной Думе.

Уже сегодня партия «Единая Россия» добилась от правительства увеличения размера денежных
компенсаций в 2-4 раза по сравнению с первоначальным проектом закона. Сохраняются льготы на
оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, появилось такое понятие как «социальный
пакет», представляющий собой не что иное, как право выбора между денежной компенсацией и
натуральной льготой за минимальную цену: к примеру, месячный проездной на электричку за 40
рублей или право на бесплатные лекарства за 350 рублей.

Подобные меры должны повысить социальную защищенность льготников, но достаточно ли
этого, чтобы гарантировать улучшение социального обеспечения 236 категорий российских
граждан? На этот вопрос и должны ответить участники «круглого стола».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры