издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эстафета творчества

Профессия -- директор Дома культуры... Читатель, наверное, улыбнется: нет такой профессии! Директором Дома культуры назначают опытного культработника, имеющего соответствующее образование. Однако Борис Скупченко, коренной черемховец, 35 лет из прожитых 55-ти имеет в послужном списке исключительно должности директорского ранга. В армии работал начальником воинского солдатского клуба, после демобилизации -- директором Дома культуры им. Ленина. Последние 15 лет работает директором Дворца культуры "Горняк" в Черемхове. Наш корреспондент Татьяна КОВАЛЬСКАЯ беседует с Борисом СКУПЧЕНКО в дни празднования 20-летия этого центрального черемховского учреждения культуры.

— Борис Андреевич, расскажите немного о вашей «додиректорской»
жизни.

!I1! — Биография моя типична для многих черемховцев. Родители
прибыли в город не по своей воле, были раскулачены в
тридцатых годах и сосланы с Дальнего Востока, из деревни
под Благовещенском. Отец работал на кирпичном заводе,
жили в засыпном бараке. Учился в школе N 23, потом в
профтехучилище N 19 и в школе рабочей молодежи. Первая
запись в трудовой книжке в 16 лет: принят на автобазу
«Востсибугля» слесарем-мотористом. Перед службой сдал
экзамены и получил водительские права.

— Однако участие в художественной самодеятельности принимали?

— Как сейчас помню, в училище бесплатные билеты на
спектакли раздавали, и я ходил в Черемховский драмтеатр.
Какие замечательные актеры играли, какие потрясающие
пьесы ставили! Театр меня заворожил на всю жизнь,
захотелось самому на сцену. Пошел
в драматический кружок Дома культуры шахты им. Кирова, которым
руководила актриса Елизавета Онуфриевна Соколова.
Мы называли ее «баба Лиза», много позднее
сотрудничали с ней во Дворце культуры. А тогда она учила меня
мастерству голоса, перевоплощения, актерской пластике
движений, — всему, что знала. В соседнем клубе
железнодорожников им. Фрунзе в те годы работал будущий
драматург Миша Ворфоломеев. Помню, как он пригласил
меня на роль белого офицера в спектакль «Триполье».

— И все-таки, где в те далекие годы учили «на директора»?

— Честно говоря, моими университетами стала армия.
Служил я на юге Монголии, специальность — водитель зенитно-артиллерийского
орудия. На втором
году службы стал в клуб ходить, в библиотеку. Там заметили
мой интерес к пьесам, предложили участвовать в инсценировках.
Был у нас очень образованный, интеллигентный командир
части полковник Айрапетян, философ и писатель, любитель
театра. Он меня приметил и однажды предложил
поработать начальником клуба. Прежний начальник любил
выпить, с ним распрощались. Так началась моя «служба
на культурном фронте».
Полковник предложил сверхсрочно
в армии остаться, я дал согласие и три года ставил спектакли
с офицерами и их женами, проводил солдатские праздники,
сдружился с киномехаником, черемховцем Володей
Барановским. По сей день мы товарищи и в одном коллективе
трудимся. Многому научился в воинском клубе и как постановщик,
и как хозяйственник-организатор.

— Если армия стала вашим «университетом», то чем же
явилась работа на «гражданке»? Академией культуры?

— Запись в военном билете сыграла свою роль, в Черемхове
мне предложили должность директора клуба им. Ленина
на машиностроительном заводе им. Карла Маркса. Клуб
вскоре получил статус Дома культуры, и проработал я
там полтора десятилетия. Это семидесятые и восьмидесятые
годы, самые лучшие времена в моей жизни! Если говорить
«академия», то она была очень веселая, задорная.
У нас проходили интересные
дискотеки, молодежь со всех концов города приезжала.
Большой детский танцевальный коллектив, самодеятельный
театр «Юность», где мне помогал ставить спектакли режиссер
драмтеатра, ныне покойный Анатолий Щербина. Мы ездили
на гастроли в другие дома культуры и в села района.
А как по-новому, необычно работал у нас клуб книголюбов!
Жизнь на двух этажах нашего компактного, уютного ДК
кипела ключом. И здесь я встретил свое
счастье, будущую жену Зину. Так что и семейная академия
получилась. Отметили 30 лет совместной жизни.

— После вашего перехода во Дворец культуры «Горняк»
заводской ДК захирел, потом здание разрушилось, нет
больше в том районе культурного центра…

!I2! — Времена такие наступили, рынок.
15 лет назад нужен был руководитель во Дворец культуры
разреза «Черемховский», прежний уехал в Иркутск. Директор
разреза предложил мне, горком партии и отдел культуры
горисполкома согласились с моей кандидатурой. Для меня
это был серьезный шаг, новая ступень в карьере. Когда
в первый раз обходил здание, просто оробел, такое показалось
огромное в сравнении с моим заводским. Но ведь не боги
горшки обжигают!

Прежде всего поставил перед творческим коллективом
задачи на перспективу, чтобы каждый искал новые решения,
придумывал шоу-программы, массовые мероприятия. Сам
подготовил спектакль по пьесе «Сашка» к юбилею Победы.
В последние годы театром занимается Галина Машеева,
дипломированный режиссер. Есть у нас балетная студия,
вокальные группы, духовой оркестр. И горжусь тем, что
стоял у истоков городского телевидения. При поддержке
дирекции разреза и городских властей был создан телевизионный
отдел дворца, приобретено оборудование. Мы делали интересные
программы, циклы передач о черемховских художниках,
артистах, проводили литературные гостиные.

Итак, нынешний год стал для Дворца культуры «Горняк»
юбилейным. Черемховцы уже привычно видят афиши праздников,
посвященных 20-летию дворца. Пожалуй, самое главное
достоинство директора Скупченко в том, что он не диктатор в своем
коллективе. Конечно, бывает, что раскипятится, расшумится.
Но быстро отходит, даже прощения просит за вспыльчивость.
Ну, коли характер такой, эмоции выходят из-под контроля.
А какие в его дворце выросли талантливые личности! Не
каждый директор имеет столь яркое созвездие народных
и просто популярных коллективов.

Замечательный хореограф
Роза Бородачева начинала еще в клубе им. Ленина, первом
после военной службы месте работы Скупченко. А теперь
коллектив Бородачевой имеет звание народного. Три возрастные
группы танцоров, яркие хореографические программы. Дети
и подростки красиво и увлеченно
исполняют танцы многих народов России и мира, а зрители
приветствуют полюбившиеся номера. Или взять заслуженного
работника культуры России Нину Копылову и ее фольклорный
детский коллектив «Росинка». Нина Петровна постоянно
придумывает что-то новое, задолго до концерта отрабатывает
все детали, все элементы проведения праздника. Она не
боится вывозить своих маленьких артистов на гастроли,
на фестивали в Иркутск. И благодаря этой женщине «Росинку»
полюбили иркутские зрители. Постоянно растет
творчески «Танцевальный лимузин» Ирины Усыниной, специалиста
высокого уровня.

Борис Скупченко, как и в молодые годы, бредит театром
и хотел бы ставить спектакли с коллективом театральной
студии «Юность». Но быть директором такого большого
учреждения, совмещать хозяйственные работы с творчеством
очень нелегко.
Поэтому директор собирает творческих специалистов
и обсуждает в деталях очередной праздник или большой
концерт, и все вместе придумывают оригинальные решения.
А дальше они работают самостоятельно. Начинается полет
фантазии и подготовка новых программ для танцоров, хора
ветеранов «Родник», солистов-певцов и недавно возрожденного
духового оркестра. Дворец наполнен звуками репетиций.
Внизу, в холле, родители ожидают своих деток после занятий.
Любопытно наблюдать, как бывшие участницы народного
вокального ансамбля ведут к Нине Копыловой своих чад
— детей и внуков. Старшие передают младшим эстафету
искусства. И в этом, наверное, главная цель директора Скупченко
— не опускать планку, сделать все возможное, чтобы «Горняк»
и впредь оставался излюбленным местом отдыха, проведения
досуга для черемховцев — и взрослых, и маленьких…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры