Монетки вместо таблетки?
Те, кому нужны лекарства, не всегда могут купить их по доступной цене Завершилась проверка использования средств, выделяемых муниципалитетам Иркутской области на обеспечение населения льготными лекарствами. Результаты вызвали серьезное неудовольствие властей: деньги тратятся не так, как нужно.
Речь идет об исполнении двух федеральных законов — «О ветеранах» и «О
социальной защите инвалидов». Объем средств, выделяемых из бюджета области на эти
цели, увеличивается из года в год. По данным управления социальной защиты, в 2001
году ветеранам причиталось 47,5 млн. руб., в 2002 г. — без малого 51 млн., в 2003 г. — 54 ,5
млн. рублей. В текущем году ветеранов тоже не обидели: на реализацию закона о
ветеранах предусмотрено более 63 млн. рублей. Растут объемы и по финансированию
закона о социальной защите инвалидов: от 71 млн. рублей в 2001 году до 105 млн. в году
нынешнем. Складывается парадоксальная ситуация: объем средств, выделяемых
муниципалитетам области на льготное лекарственное обеспечение, из года в год
увеличивается, однако улучшения ситуации не происходит. Наоборот: в адрес главного
управления социальной защиты населения продолжают поступать жалобы.
Общее мнение всех «льготников» таково: нас обманывают, наши права нарушают.
Местные администрации, не желая портить свои и без того напряженные отношения с
населением, кивают на область: мол, вся неправда из Иркутска происходит.
Администрация области, в свою очередь, недоумевает: средства идут, законы, с
чиновничьей точки зрения, выполняются. Дорогое население, что еще тебе нужно? Тем не
менее главным управлением социальной защиты населения совместно с главным
управлением здравоохранения и комитетом по фармацевтической деятельности проведена
скрупулезная проверка эффективности использования выделенных средств.
Результаты этой проверки оказались неутешительными. Выяснилось, что в
муниципальных учреждениях здравоохранения сформировалась целая система, которая
позволяла направлять значительную часть финансов из бюджета на
финансирование льготного лекарственного обеспечения, так сказать, в сторону от кассы.
Как это делается? А достаточно просто. Например, повсеместно не проводятся конкурсы
по выбору ответственных поставщиков. То есть вместо того, чтобы поискать, как
положено по закону, поставщика подешевле, в муниципалитетах предпочитают закупать
лекарства у «своих» фирм. В результате льготные лекарственные препараты поставляются
по ценам, существенно превышающим средние потребительские цены на лекарственном
рынке. Так, при средней цене фестала в 14-16 рублей в аптеке по льготному рецепту его
могут отпустить и по 42 рубля, упаковка препарата аккупро в среднем стоит 260 рублей, а
фирма готова поставить его аж по 490 и так далее. В договорах на выполнение
муниципального заказа, которые заключаются с фармацевтическими предприятиями на
поставку лекарственных средств, отпускаемых по льготным рецептам, не предусмотрена
фиксированная торговая надбавка. Вместо рекомендованных 10-15% она может составить
от 15 до 50%. Получается, сколько ни добавляй финансирования на закон о ветеранах,
деньги с молчаливого согласия муниципальных властей уйдут в карман
фармацевтических фирм. Как вы думаете, эта система выстроена на безвозмездной
основе?
Медики вполне успевают к дележу бюджетного пирога и без участия
муниципальных служащих. Повсеместно при оформлении льготных рецептов врачи
выписывают импортные дорогостоящие препараты вместо отечественных аналогов.
Вместо трехрублевого российского метронидазола врачи выписывают импортный
трихопол за 35 рублей или еще более дорогой клион (превышение в 11 раз), вместо 30-
рублевого диклофенака — импортный вольтарен за 240 рублей (превышение в 8 раз),
вместо вимпоцетина за 45 рублей в рецепте оказывается кавинтон за 180 рублей
(превышение в 4 раза). И так далее, и тому подобное… При этом и в том, и в другом
случае таблетка или ампула содержит одно и то же лекарственное вещество. Можно
услышать и более правдивый ответ: все равно дешевого лекарства в соседней аптеке нет, я
выпишу дорогое, а вам-то какая разница — все равно бесплатно! И действительно, ни у
врача, ни у пациента нет стимула экономить, деньги-то не свои, государственные.
К сожалению, нередко врач оказывается и лично заинтересован в высокой стоимости
лекарства. Некоторые предприимчивые доктора давно уже числятся в фармацевтических
фирмах в качестве дилеров-распространителей. Подписал добрый доктор рецепт с
препаратом «нужной» фирмы — в аптеке ему поставят галочку. В конце месяца «галочки»
обернутся «Айболиту» прибавкой к зарплате. Из меркантильных побуждений некоторые
врачи идут на прямое нарушение инструкций, выписывая по льготным рецептам
препараты, которые вовсе не являются лекарственными средствами, а относятся к
категории биологически активных добавок. Добавки, они на то и добавки: может, и
полезны, но уж точно не относятся к жизненно необходимым и важнейшим
лекарственным средствам. Зато фирмы, которые их распространяют, не жалеют средств на
рекламу и финансирование своей маркетинговой сети среди работников здравоохранения.
Заместитель главы областной администрации Людмила Берлина настроена достаточно жестко: «Такую
практику надо прекращать. Мы будем выходить на Ассоциацию мэров сибирских городов
и районов, чтобы решить эту проблему. Планируется и синхронизация наших действий с
областной прокуратурой. Наша задача — установить баланс и жестко контролировать
расходование средств, выделяемых на приобретение льготных лекарств». Столь жесткая
позиция Л. Берлиной объясняется просто: промотав выделенные средства,
покупая «льготные» препараты по завышенным ценам и позволяя врачам выписывать те
лекарства, которые выгодны фармацевтам, городские власти начинают кивать наверх.
Мол, мы-то что — это область денег на лекарства не дает! В результате под огнем критики
снизу оказываются кто угодно, кроме истинных виновников сложившейся ситуации.
Безусловно, результаты проверки, проведенной областной администрацией, станут
основанием для разбирательств с виновными. Но вряд ли выговоры, снятия и назначения,
а то и решения суда смогут исправить ситуацию в корне. Система, на основе которой
строится финансирование льгот, пришла к нам из советского прошлого. Между
адресатом и помогающим ему бюджетом оказывается слишком много заинтересованных
организаций: муниципалитет, фармацевтическая компания, поставляющая лекарство,
врач, выписывающий его пациенту, и, наконец, аптека. И на каждом этапе ручеек из
средств, адресованных получателю, уходит в песок.
Вопрос о том, насколько эффективны существующие льготы, обсуждается сейчас
достаточно бурно. Правительство Российской Федерации настаивает на замене
существующей системы льгот на денежные компенсации, выплачиваемые напрямую
адресату. Такая замена более соответствует принципам рыночной экономики и позволяет
«выключить» из цепочки присосавшихся посредников. Получив компенсацию, человек
сможет сознательно сделать выбор между недорогим отечественным препаратом и его
импортным аналогом и либо потратить сэкономленные средства по своему усмотрению,
либо все-таки приобрести дорогой препарат. Но те, кому, собственно, и адресованы
нововведения, встречают их без энтузиазма. Слишком велики опасения, что государство
хочет сделать как лучше, а получится — как всегда.