Воспитание чувств
Настоящим откровением стало выступление детской вокально-театральной студии, созданной при Иркутском музыкальном театре, на заключительном гала-концерте на закрытии театрального сезона и немного ранее -- в органном зале. "Будущее театра" -- так представили детей ведущие.
!I1! Вниманию слушателей в органном зале была предложена
большая концертная программа: хоровая сюита Б. Бриттена
«Обряд кэрол» (первое исполнение в Иркутске) —
на языке оригинала (староанглийском); хоровые произведения
Моцарта, Баха. На гала-концерте в театре ребята
сыграли «Репетицию оркестра» Моцарта (солистка Маша
Бояркина) и исполниливеселую ковбойскую песенку.
Руководитель коллектива — Леонид Безродный, дирижер театра,
хормейстер — Елена Залепо, концертмейстер — Ольга Горбовская.
— Я начал собирать детский коллектив буквально по крупицам
год назад, — рассказывает Леонид Безродный, — начали
сразу учить кантату «Кармина Бурана» Орфа, выступали
в гала-концертах с артистами театра. Идея создания такого
коллектива принадлежит директору театра Владимиру Шагину,
а главный режиссер Наталья Печерская развила дальше
эту мысль, предложив создать не просто хоровую студию,
а вокально-театральный детский коллектив. Возглавить его
предложили мне. Ездил в Москву в детский музыкальный
театр имени Н. Сац, знакомился с их работой, попал на
фестиваль детских хоровых коллективов.
Такие хоровые театры поддерживают власти городов
Дубны, Реутова, свой коллектив создала и курирует его
народная артистка СССР Галина Вишневская. Я, можно сказать,
набрался опыта, вдохновился идеями, дело оказалось за
малым — собрать коллектив.
— Вы сказали, что собирали хор по крупицам, а откуда
брали эти жемчужинки?
— Встречался с руководством детских музыкальных школ,
был членом жюри на хоровых конкурсах, давали объявление
по радио, в газетах, и родители начали приводить детей на прослушивание
в театр. Сначала хотели проводить занятия в детских
музыкальных школах, но это оказалось нереально, и занятия
перенесли в театр. В течение недели проводятся индивидуальные
занятия по вокалу, актерское мастерство ведет Августина
Распутина, ребята приобретают определенный актерский опыт.
Правда, не всегда директора школ идут навстречу, как-то
ревностно относятся к этому начинанию. Есть и положительные
примеры: педагог Ольга Колоколова сама привела свою
ученицу к нам, сказав, что такие занятия в театре открывают
перспективу для детей. Я уже говорил, что собрался коллектив
энтузиастов, хормейстер Елена Залепо — моя правая рука,
хорошо образованный музыкант, Ольга Горбовская — композитор
и поэт, оказывает большую помощь, прекрасный импровизатор.
— Почему для выступления выбрали произведения Бенджамина
Бриттена, довольно редко звучавшего у нас в городе?
!I2! — Предложила Наталья Печерская. Она сказала: «Успеете
выучить». А учить «Обряд кэрол» нужно было на староанглийском
языке. Ребята просто погрузились в этот материал. Учили
дома, и к январю этого года мы
подготовили эту сложную хоровую сюиту, состоящую из
одиннадцати песнопений. «Кэрол» — промежуточная форма
между народной и профессиональной песней, которую в
сочельник и Рождество распевала толпа, славящая Христа.
Здесь есть все: простота формы, гармоническая ясность, естественность
мелодии. В наших планах продолжить работу над произведениями
Бриттена и в дальнейшем поставить его детскую
оперу, которая так и называется «Мы играем оперу». А
еще хотим поставить мюзикл «Том Сойер». Московский композитор
Виктор Семенов уже заканчивает для нас музыкальный материал.
— По силам такие планы?
— Не сомневаюсь, при поддержке дирекции театра, при
таких замечательных преподавателях и талантливых детях
все по силам. Будем ли продолжать приглашать детей
в студию? Будем, но отбор очень строгий.
У нас три группы: старшая, средняя и младшая —
от 5 до 18 лет. Хотим привлечь к сотрудничеству и ансамбль
музыкантов «Сибирячок». Планов много. Работать с детьми
сложно, ответственно и одно удовольствие — с эмоциональной
стороны. Чувствуется отдача, душевный трепет перед
выступлением, который передается и тебе, и зрителям.