издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новый формат государева ока

  • Автор: Георгий КОВАЛЕВ

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении поправки к закону о Счетной палате, которые предусматривают утверждение кандидатур на должность главы этого ведомства и его заместителя только по представлению президента России. По замыслу авторов, принятие этих поправок в трех чтениях должно привести к усилению статуса Счетной палаты (СП) как госучреждения вообще и роли ее председателя в частности.

Напомним, что нынешний председатель СП Сергей Степашин добивался расширения
полномочий своего ведомства с момента его назначения на должность в апреле 2000 года,
но сделать ему это так и не удалось. В 2002 году он выступил с более конкретными
предложениями, предусматривающими превращение СП не просто в орган контроля за
расходованием бюджетных средств, подконтрольным только парламенту, но чуть ли не в
самый главный орган финансового контроля в стране, подчиняющийся напрямую
президенту.

Тогда глава государства публично отверг эти инициативы, заявив, что «с этими
планами трудно согласиться». Между тем, спустя два года, идеи Степашина прозвучали
вновь, причем из уст представителей пропрезидентской партии «Единая Россия». В
результате появились поправки к закону «О Счетной палате», принятие которых, по
мнению члена бюджетного комитета Николая Гончара, будет способствовать
«повышению профессионализма и независимости этого органа, обеспечению
внепартийного характера его деятельности».

Между тем возникает вопрос, действительно ли обновленный закон о СП приведет к
усилению роли ее председателя. С одной стороны, глава этого ведомства будет выступать
от лица президента, и это является серьезным повышением его статуса. Но, с другой
стороны, поправки к закону можно рассматривать и в качестве потенциального
ограничения в деятельности СП, ибо аудиторам вряд ли будут ставиться задачи, скажем,
контроля за деятельностью администрации президента. Поправки могут быть также
выгодны и правоохранительным органам, ревностно наблюдающим за активностью
нынешнего председателя СП Сергея Степашина, лоббирующего предоставление его
ведомству возможности возбуждения уголовных дел. В результате СП рискует
превратиться из органа контроля за расходованием бюджетных средств в орган контроля
за своими же собственными действиями, что превратит ее просто в очередной инструмент
исполнительной власти.

В рассматриваемом контексте представляется важным учесть еще один аспект в
деятельности СП. На протяжении последних лет ведомство Степашина провело ряд
проверок крупнейших российских предприятий и выявило нарушения, касающиеся в том
числе и порядка приватизации. Впрочем, каких-либо серьезных последствий для
нынешних владельцев этих предприятий это не имело. Вместе с тем с большой долей
уверенности можно утверждать, что отчеты СП хранятся «в архиве» и будут изъяты
оттуда, как только подвернется удобный случай. А ждать его, думается, долго не
придется, если принять во внимание два момента. Во-первых, недавние заявления
Степашина о том, что в ближайшее время стоит ожидать возбуждение новых уголовных
дел по проверкам СП. И, во-вторых, заявление члена ЕР Олега Морозова о
готовящемся во фракции проекте закона о национализации, предусматривающего, что
государство может вернуть себе в собственность объекты и предприятия, которые
используются неэффективно. Несмотря на то, что заявление Морозова было
опровергнуто лидером единороссов Борисом Грызловым, призадуматься есть над
чем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры