Незаконный патруль
Народным дружинам нужен правовой статус Думаю, многие из вас помнят времена, когда на улицах наших городов было спокойнее. По вечерам можно было ходить по темным переулкам, не опасаясь, что с вас сейчас снимут шапку, вырвут из рук сумку, из ушей - сережки или приключится что-то похуже. Не последнюю роль в сохранении порядка на улицах города играли тогда народные дружины. Но они ушли вместе с советской эпохой. Стоит ли возрождать эту традицию и если да, то как это сделать?
Все эти вопросы обсуждались на прошедшем в Законодательном собрании «круглом столе»,
посвященном вопросам профилактики правонарушений в Иркутской области и участию
населения области в охране общественного порядка. В нем приняли участие депутаты
Законодательного собрания во главе с председателем Геннадием Истоминым, представители
областной администрации, правоохранительных органов, муниципалитетов, политических
партий. Впрочем, наибольший интерес участников «круглого стола» вызвало выступление
московского гостя — председателя комиссии по законодательству и безопасности Московской
городской Думы Юрия Попова.
Дело в том, что в столице народные дружины практически и не прекращали своего
существования. Московская милиция честно признает, что не в состоянии в одиночку
справиться с наплывом преступности. Раскрываемость преступлений в столице составляет
всего 38%, и причина тут не только и не столько в некомпетентности правоохранительных
органов, сколько в том, что даже из раскрытых преступлений 48% приходится на
гостей столицы, которые сегодня здесь, а завтра — в другом конце страны. Отсюда можно
сделать вывод, что из нераскрытых преступлений за гостями числится не меньше 80%. Так
что единственный вариант решения проблемы — не раскрывать, а предотвращать
правонарушения. И здесь народные дружины незаменимы. В Москве ими усиливают наряды
милиции. Правительство Москвы подготовило ряд нормативно-правовых актов,
утвержденных впоследствии Московской городской Думой, определяющих порядок
организации и деятельности дружин.
Но, по сути дела, законы эти «партизанские». В
них оговорено то, что жизнь и здоровье дружинника охраняется законом, что по закону
преследуется всяческое препятствие исполнению им своих обязанностей и так далее.
По всей видимости, эти строгие формулировки вкупе со специальной формой
дружинника и присутствием по меньшей мере одного милиционера производят впечатление
на москвичей. По крайней мере, увечий дружинникам пока никто и не пытался наносить. А
ведь, по сути дела, жизнь и здоровье дружинника охраняется законом не более, нежели
любого другого рядового гражданина нашей страны. Ни в каких федеральных законах,
которыми мог бы руководствоваться суд, не прописан особый статус дружинника либо его
полномочия.
Впрочем, это не мешает московской дружине продолжать пополнять свои ряды.
Сейчас она
насчитывает около 180 тысяч членов и при этом еще позволяет себе роскошь принимать
в свои ряды только москвичей и устанавливать трехмесячный
испытательный срок. Дело в том, что московское правительство нашло несколько способов
сделать такую службу привлекательной. Во-первых, чисто моральный аспект —
правительство Москвы открыто взяло на себя ответственность за деятельность дружин,
официально их главой является Юрий Лужков. Во-вторых, для дружинников предусмотрен
ряд льгот. Так, для студентов, которым каждый день на учебу приходится добираться с двумя
-тремя пересадками, достаточно высоким стимулом для пополнения рядов «народного
ополчения» является бесплатный проезд в общественном транспорте. Кроме того, за хорошую
службу члены дружины могут получить на своем предприятии,
независимо от его формы собственности, отпуск в удобное для них время, а также
дополнительный оплачиваемый трехдневный отпуск.
Но, по большому счету, все это держится только на «честном слове» правительства и на том,
что прокуратура Москвы не считает нужным эти законы оспаривать. А вот, например, в
Бурятии, где такие дружины некоторое время также успешно действовали, в феврале
нынешнего года прокуратура отменила законодательные акты, регламентировавшие их
деятельность, как не соответствующие федеральному законодательству.
И все же у большинства участников «круглого стола» необходимость создания таких дружин
сомнений не вызвала. Особенно яро за это высказывались сотрудники правоохранительных
органов, оперируя при этом печальной статистикой правонарушений и укомплектованности
сил милиции. Ведь даже сейчас из-за некомплектов экипажей приходится обращаться за
помощью в охранные агентства, агентствам же поручается охрана правопорядка на
прилегающих к ним территориях. Но делается все это просто «по старой дружбе», ведь
большинство руководителей и сотрудников этих организаций — сами выходцы из рядов
милиции. Существуют в Иркутске и
муниципальные дружины, студенческие дружины, но, при отсутствии соответствующего
законодательства, они не имеют фактически никаких полномочий.
Для того чтобы они могли стать реальным и достаточно ощутимым подспорьем
правоохранительных органов, необходимо законодательно определить их статус. Вопрос в
том, сочтет ли прокуратура нашего региона правомерным нормативно-правовой акт,
регулирующий этот вопрос на областном уровне.
В конечном счете участники «круглого стола» решили идти двумя путями:
разрабатывать законопроект на уровне региона и готовить законодательную инициативу в
Государственную Думу. Впрочем, эта идея у ряда участников совещания вызвала некоторый
скептицизм. Дело в том, что в 1998 году похожий проект уже направлялся в Госдуму и был
отклонен. Но ведь сейчас уже времена не Ельцина, а Путина, отвечали
оппоненты. Так что, по сути дела, вопрос в том, что решит новый президент.