издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Головная боль Президента

  • Автор: Татьяна СТАНОВАЯ

Как построить отношения с регионами в ходе социальной реформы На заседании Госсовета России под председательством президента страны Владимира Путина обсуждались вопросы разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, отмена социальных льгот, административная реформа. Главным поводом для встречи послужила болезненная социальная реформа, которая может стать серьезной обузой для региональных властей. С одной стороны, региональные элиты хоть и аккуратно, но все же оппонируют Кремлю, с другой стороны, Владимир Путин продолжает использовать свою излюбленную тактику демонстрации всеобщей консолидации и публичного встраивания трудных реформ в контекст общенационального масштаба.

Региональные элиты стали головной болью президента России в
контексте проводимых социальных реформ. Госсовет был созван по весьма серьезному
поводу: регионалы хотели использовать эту площадку для того, чтобы хотя бы иметь
возможность высказать главе государства свои опасения
по поводу федеративной реформы.
Собственно, проблем две: это готовящееся второе чтение поправок в Налоговый и
Бюджетный кодексы в соответствии с проектом перераспределения полномочий между
уровнями власти и отмена социальных льгот (регионам отошли полномочия по принятию
решений в отношении ветеранов труда и тружеников тыла, а также пенсионеров). Регионы
лишаются части доходной базы, а взамен получают обязанности и ответственность.
Учитывая тот факт, что в соответствии с новым законодательством федеральный центр
получает возможности для отрешения губернаторов от власти, если они не справляются со
своими обязанностями, региональные лидеры оказываются в подвешенном состоянии:
выполнить все задачи трудно, а снять могут быстро.

Заседание Госсовета носило весьма конфликтный характер.
Губернаторы (прежде всего,
все тех же регионов-доноров, ориентированных ранее на ОВР) рассчитывали хоть как-то
повлиять на президента, чтобы расширить доходную базу региональных бюджетов. Как
стало известно, правительство не поддержало требования регионов учесть их интересы в
поправках к Налоговому и Бюджетному кодексам. Предлагается забрать у регионов еще
1,5% налога на прибыль, увеличив федеральную часть ставки с 5 до 6,5%, весь водный
налог и один из налогов на малый бизнес (единый налог для предприятий, применяющих
упрощенную систему налогообложения). Последний передают в бюджеты
муниципалитетов, увеличивая их долю с 30 до 60%. После принятия этих поправок
исправить что-то будет уже невозможно, поэтому для губернаторов заседание Госсовета
было последним шансом хоть что-то объяснить президенту и пообщаться с сотрудниками
президентской администрации. Однако все же главной была проблема отмены
социальных льгот.

Так, мэр Москвы Юрий Лужков в разговоре с журналистами сказал, что «все это очень
болезненно». Кстати, сам Лужков весьма резко отзывался о реформах на митингах,
проходящих в майские праздники, жестко критиковал кабинет министров. Губернатор
Красноярского края Александр Хлопонин в неформальной беседе с журналистом
«Коммерсанта» заявил: «Думаете, мне нужны новые полномочия, которые делегирует центр?
Мне проще отдать, как только
я их получу». Уже в ходе официального выступления на заседании Госсовета даже
протеже Кремля губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко начала
оппонировать центру. По ее словам, «предварительные подсчеты (по отмене социальных
льгот) по Петербургу показали, что бюджету (города) это обойдется
в сумму от 5 до 7 миллиардов
рублей. Это, конечно же, очень накладно для бюджета». Затронута была и налоговая
реформа. Матвиенко подчеркнула, что «мы поддерживаем снижение единого социального
налога, но почему люди платят этот налог в федеральный бюджет, а не туда, где людям
оказывают услуги на эти деньги? Мы теряем каждый год по восемь миллиардов рублей!»
Тем самым даже наиболее близкие к Кремлю губернаторы, пришедшие к управлению
своими территориями уже во время Владимира Путина, очень негативно относятся к
реформе межбюджетных отношений и отмене социальных льгот.

Если региональная элита пыталась «достучаться» до президента, то Владимир Путин
видел свои задачи на Госсовете совсем иначе. Понятно, что решения и по налоговой
реформе, и по бюджетной, по разграничению полномочий и отмене социальных льгот уже
приняты, и шансы что-то поправить в последний момент, тем более для региональной
элиты, которая долгое время оставалась (да и сейчас остается) одной из политических
угроз для президента, практически нулевые. Если президент и готов идти навстречу
главам регионов, то лишь по вопросам, которые носят для власти второстепенный
характер и не связаны с решением больших федеральных задач (например, в связи с
проблемой распоряжения земельными и лесными ресурсами).

Перед президентом вовсе не стояла задача услышать и учесть мнения губернаторов,
которые ему были хорошо известны и ранее. Он намеревался, во-первых, обеспечить
такую видимость «переговоров» и попыток принятия консолидированных решений; во-
вторых, предоставить возможность губернаторам «выпустить пар» (для чего во многом и
был создан Госсовет), а в-третьих, публично связать отмену социальных льгот с
общенациональными проектами повышения благосостояния граждан, обеспечения
единства страны, оптимизации роли государства, так обнадеживающе обозначенных
президентом в его ежегодном послании Федеральному Собранию.

Практически все выступление Путина на заседании Госсовета было выстроено под эти
задачи. Так, президент подчеркнул, что вся работа по совершенствованию федеративных
отношений должна способствовать укреплению единства страны. При этом, по его словам,
крайне важны согласованность действий и учет взаимных интересов. «Конечная цель всех
этих мероприятий — разбюрократить экономику, создать лучшие условия и поднять
качество социальных услуг населению», — заявил Путин. В заключение президент попросил
губернаторов активней принимать участие в обсуждении в Госдуме законов, связанных с
нынешним этапом административной реформы. Это фактически вытесняет губернаторов с
площадки неофициального согласования интересов с президентской администрацией в
здание Госдумы, ничего не решающей самостоятельно в нынешних условиях.

Можно сказать, за последнее время обозначилась некая системная проблема
моноцентрического режима: ее элементы, вроде бы лишенные автономности, постепенно
начинают искать пути для продвижения своего мнения или собственных политических
проектов, концептуально отличающихся от кремлевской политической линии. После
масштабных политических побед президента казалось, что фронда в рамках
моноцентрической системы невозможна вообще. Сейчас же выясняется, что ни политики,
ни губернатор не хотят быть «крайними» в ходе проведения непопулярных реформ. Они,
разумеется, не оспаривают характер режима, но готовы отстаивать
свои интересы в его рамках.

Пока источником такой тенденции является тот истеблишмент, который был представлен
в блоке ОВР в 1999 г. «Единая Россия», поглотившая этот блок, не сумела либо полностью
адаптировать под свою идеологию этот политический сегмент, либо вообще вытеснить
его с федерального политического уровня. И интригой второго президентского срока
может стать процесс постепенного расширения этой тенденции, когда непопулярные
социальные преобразования, налоговая и бюджетная реформы будут серьезно
катализировать эти процессы. А сам президент, в свою очередь, пока еще пассивное
сопротивление проводимой политике (со стороны лояльных сил) вынужден оборачивать в
PR-оболочку, создавая иллюзию консолидированности сил и нацеленности на единые для
всех цели.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры