Проблемы Севера надо решать системно
Север Иркутской области - это 11 муниципальных образований. Это 62% всей площади области и 26% ее населения. Статус районов с ограниченными сроками завоза грузов имеют 4 района полностью и 29 населенных пунктов в других районах. Жизнеобеспечением людей, проживающих на "северах", как принято у нас говорить об этих землях, занимается департамент по делам Севера администрации Иркутской области. О том, что это за дела и как они решаются, рассказывает начальник департамента Николай Александрович ЯКОВЧЕНКО.
Перед департаментом стоит задача реализации федерального
законодательства, имеющего отношение к северным территориям России,
в Иркутской области.
Главной заботой является ежегодный северный завоз: уголь, мазут,
дизельное топливо, сырая нефть, бензин, масла, керосин. Средства на
снабжение топливом северных территорий должны выделяться из
федерального бюджета. Эти деньги при утверждении федерального
бюджета включаются в состав трансферта из фонда финансовой
поддержки субъектов РФ. И они обычно не превышают 10% общей
суммы. При такой схеме финансирования область регулярно
недополучает деньги. К примеру, защищенная расчетная потребность
области на 2004 год составляет 1 млрд. 19 млн. рублей, а минимальная —
600 млн. руб. Выделено 135,7 млн. Но даже после того, как область
добавила из своего бюджета еще 144 млн. руб., общая сумма не достигла
даже половины минимальной потребности. Одновременно с поисками
источников финансирования в области мы пытаемся договориться с
Москвой. Должен отметить, что в решении проблемы финансирования
северного завоза регулярно, из года в год, принимают участие депутаты
Государственной Думы от Иркутской области. Большую помощь
оказывает Виталий Борисович Шуба. Сейчас к нему подключился Сергей
Иннокентьевич Дубровин.
Но поскольку навигация нас ждать не будет, работаем с теми средствами,
что есть. Схема завоза строится следующим образом: средства через
областной бюджет направляются в муниципальные образования,
последние на конкурсной основе заключают договоры с предприятиями,
которые непосредственно осуществляют доставку угля и ГСМ на
территории.
На сегодняшний день возникли было проблемы из-за забастовки на
Лене. Но наш департамент по развитию коммуникационного комплекса
сумел договориться с капитанами, и танкер с топливом для Катангского
района ушел на Чечуйск. Речники понимают, что промедление чревато
срывом доставки горючего на эту территорию. Дело в том, что навигация
на Нижней Тунгуске очень короткая — две-три недели. Медлить нельзя, и
все это понимают. Северный завоз в Катангский район — самый сложный.
Часть топлива приходится возить из Усть-Кута и по зимнику. Именно
таким способом в южные поселки Катангского района было завезено 540
тонн дизельного топлива.
При всех проблемах с финансированием, при всех трудностях, которые
возникают во время навигации, мы с задачей северного завоза
справляемся. Справимся и в этом году. Катангский, Бодайбинский,
Мамско-Чуйский и Киренский районы будут с топливом и
горюче-смазочными материалами. Иначе нельзя.
Вторая по своему значению задача, которую решает департамент, на
бюрократическом языке называется регулированием миграции. На
практике речь идет о переселении людей с Севера в более благоприятные
для жизни места. Финансирование осуществляется в рамках федеральной
целевой программы «Жилище» и ее подпрограммы «Жилищные субсидии
для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей». Ситуация очень не простая. В очереди на переселение
стоит более 13 тысяч семей. Первоочередники — инвалиды первой и
второй групп. Но субсидии на приобретение квартир предоставляются в
ограниченных размерах. Скажем, в прошлом году их получили лишь 98
семей. Дело в том, что по этой программе на всю Россию выделяется 812
млн. в год. Область получает определенный процент. В прошлом году мы
получили 54 млн., а в 2004-м всего 29 млн. руб. Причина в том, что Москва
применила новую методику распределения средств. В соответствии с
федеральным законодательством существует несколько категорий
переселенцев. К первой относятся жители закрывающихся поселков, ко
второй — инвалиды первой и второй групп, к третьей — пенсионеры, к
четвертой — безработные и к пятой — все остальные. В Иркутской области
первой категории нет. Отсюда и сумма получилась небольшая. В
будущем будем решать вопрос с рядом населенных пунктов Мамско-
Чуйского, Усть-Кутского и Бодайбинского районов, готовим документы.
Очень важным направлением работы департамента является реализация
государственной политики по отношению к коренным малочисленным
народам Севера. В Иркутской области таких народов два: эвенки (около
2000 человек) и тофы (около 600 человек). Это направление в
департаменте курирует Владимир Михайлович Парфенов.
Жизнеобеспечение Тофаларии финансируется из областного бюджета
отдельной строкой — до 20 млн. руб. в год.
Тофы живут в трех селах, расположенных в труднодоступной горной
тайге в Нижнеудинском районе: Верхней Гутаре, Алыгджере, Нерхе.
Главная проблема для населения Тофаларии — обеспечение людей
работой. Наши объекты и мероприятия ежегодно включаются в
федеральную программу «Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов районов Севера до 2011 года».
Благодаря этой программе с нынешнего года начинается финансирование
строительства в Тофаларии оленеводческой базы на 1000 голов, которая
позволит решить отчасти проблему занятости населения. Замечу, что
тофаларские олени — самые крупные в мире. В прошлом году удалось
решить еще одну проблему. За счет федерального бюджета завершено
строительство средней школы на 132 человека в Верхней Гутаре.
Сейчас развивается еще одно перспективное, на наш взгляд, направление.
Создана рабочая группа под руководством Ирины Ивановны Думовой.
Она приступила к разработке комплексной программы экономического и
социального развития Тофаларии. Центральное место в проекте занимает
создание природного парка — национального государственного
природоохранного и рекреационного учреждения областного ведения.
Предполагается, что этот этнический парк позволит создать новые
рабочие места для жителей Тофаларии.
Законодательство обеспечивает для представителей малых народов ряд
льгот. Это, к примеру, замена срочной службы в армии на
альтернативную, льготный билет на вертолет для пенсионеров, студентов
и школьников, социальная пенсия. Она выплачивается на пять лет
раньше, чем всем гражданам федерации. Наш департамент добился,
чтобы ее получали и тофы. Пришлось доказывать, что, хотя по
формальным признакам Тофалария находится не на Севере, она должна
быть к нему приравнена в силу труднодоступности и суровых
климатических условий горной местности.
Вторым народом, который находится под патронажем департамента,
являются эвенки: около 600 человек в Катангском районе, 300 — в
Качугском, 50 — в Казачинско-Ленском. Формы поддержки те же, что и в
Тофаларии.
Широко применяется адресная материальная помощь. Особое внимание
уделяется детям. Есть специальная областная программа «Дети Севера
и коренных малочисленных народов». Она позволяет решить многие
вопросы: одежда, обучение, медицинское обслуживание:. Только в этом
году на эту программу выделено 5 млн. руб.
В заключение хочу сказать, что в нынешнем году департамент планирует
приступить к разработке единой областной программы социально-
экономического развития Севера Иркутской области. Она позволит
системно подойти к решению всего комплекса проблем северных
территорий: ликвидации малоперспективных поселков, переселению,
поддержке определенных категорий граждан, созданию рабочих мест,
развитию инфраструктуры, поддержке женщин Севера: В программу
будут включены все сферы жизнедеятельности. Наработки у нас уже
есть…