На половине пути
Великая Транссибирская магистраль... Она пересекает всю Россию с запада на восток
Пассажиры только успевают ловить взглядом таблички станций:
«Худоеланская», «Ук», «Юрты», «Кимильтей», «Нюра», «Зима»…
Названия за прошедшие сто лет магистрали никто не менял.
В народе даже есть такая шутка: «Нюра, надевай
шубу, скоро зима»…
!I1! Поезд, не сбавляя скорости, завершает очередной перегон,
и на фризе деревянного станционного здания, построенного
еще при царе, возникает слово «Половина». Молва донесла
до наших дней историю этого названия: здесь ровно половина
пути от Москвы до Владивостока. Есть и другое толкование.
До постройки железной дороги на месте станции
располагалась заимка, основанная политическими ссыльными.
Здесь впоследствии выросло село Старое половинное.
А в те далекие времена каждая верста была промерена людскими
шагами. Кто прошагал до этой деревни, облегченно вздыхая, произносил:
«Есть половина».
В книге «Путеводитель по Великой сибирской железной
дороге» о «Половине» писалось так: «Станция третьего класса.
Буфет. На средства фонда имени императора Александра
III сооружается деревянная церковь во имя святого Василия
Великого. Вблизи, на большом сибирском тракте, село Половинное,
триста душ обоего пола».
Вблизи станции — месторождения огнеупорных глин. Особенным
качеством отличаются каолиновые глины, залегающие на глубине всего
3-5 метров. Белая жирная глина была использована иркутским
купцом Переваловым для фарфорово-фаянсового производства
(Хайтинский фарфоровый завод) еще сто лет назад.
Меня, как журналиста, это все интересовало и я долго готовился
сделать материал о половине пути. Собирал информацию, говорил
с местными старожилами и железнодорожниками.
!I2! Сегодня Половина — поселок городского типа. Его развитие
и современное положение целиком связано с работой железнодорожного
транспорта. Здесь работает цех по ремонту вагонов и
контейнеров. Станция сегодня развивается. Половиненский
известковый завод многие годы отгружал известь для многих
строек Сибири. Здесь — погрузочная площадка местных глин,
подъездные пути и тупики завода огнеупорного кирпича. Неподалеку
от станции базируется дорожно-строительнон районное управление
автомагистрали Красноярск — Иркутск. Отсюда в разные
уголки страны уходят древесина и пиломатериалы,
составы с машинами и сырьем.
Думаю, у Половины есть хорошее будущее. Уже сегодня
здесь появились высокие жилые здания. На смену подслеповатым
избам приходят жилые массивы. Железный концентрат Илимского
бассейна, магнезиты Саян, огнеупоры Ангаро-Бельского
водораздела…
Бегут поезда мимо станции. Редкий состав из ста пар поездов,
проходящих в сутки, остановится у таблички с необычным
названием «Половина».