Монетизацию защитили от населения
Российский парламент готовится рассмотреть законопроект, предусматривающий замену социальных льгот денежными компенсациями. 25 мая прошло совещание президента России с членами правительства, на котором обсуждалась данная реформа: по решению Владимира Путина, монетизация льгот по ЖКХ будет отложена на год, а в остальном - денежные компенсации будут несколько повышены по сравнению с прошлыми расчетами российского правительства.
Накануне прошло заседание правительства России, на котором были одобрены меры
социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для
отдельных категорий граждан. Тогда в правительстве разгорелась дискуссия: МЭРТ
выступал за полную монетизацию льгот, против этого высказался министр по
чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Тот факт, что необходимость этой реформы
реально назрела, в правительстве не вызывает сомнений: она позволит существенно
повысить эффективность выполнения государством своих социальных мандатов и в то
же время освободиться от наиболее обременительных и сомнительных из них. По итогам
заседания правительства, законопроекты планируют доработать, а самое главное —
правительство не может решиться принять эту реформу в самом жестком ее виде: она
вызывает серьезные опасения со стороны социально нуждающихся слоев общества, и ее
реализация может сказаться на популярности не только правительства, но и президента.
В ситуацию был вынужден вмешаться президент России Владимир Путин, который
разделил ответственность за проведение реформы, но выступил в совсем ином качестве,
чем правительство. Выступая в роли «социального терапевта», президент объявил о
внесении существенных корректив в реформы, смягчающих ее социальные последствия.
Если с правительством ассоциируется негативные последствия реформы, то Путин
публично выступил защитником интересов малообеспеченных слоев населения — тем
самым «роли» оказались распределены, и основную критику должно принять на себя
правительство.
По словам президента, предлагаемая замена льгот на деньги вызывает у людей и у него
много вопросов. В частности, он обозначил проблему информирования населения о
пользе реформы. Вице-премьер Александр Жуков на это заметил, что действующая
система натуральных льгот несправедлива, так как не обеспечивает равного к ним доступа
граждан. Президент обратил внимание на занижение предлагаемых компенсаций,
которые в итоге пересмотрены в сторону повышения. Но, что еще более важно, Путин
заявил о необходимости перенести на один год монетизацию льгот по ЖКХ. По всей
видимости, это должно несколько размыть негативный эффект от реформы во времени.
Наконец, президент заявил, что правительство должно разработать меры, направленные
на ограничение роста цен и тарифов в связи с заменой льгот бюджетникам на денежные
выплаты. Тем самым самому правительству придется сделать все, чтобы сдерживать
давление со стороны естественных монополий, требующих более высоких темпов роста
тарифов. Не случайно, на прошлой неделе «Газпром» заявил, что рост тарифов на 2005 г.
должен составить 24%, а не 20%, как планировалось ранее. Правительство отклонило
просьбу газовой монополии.
Согласно первоначальному проекту закона, максимально возможная сумма компенсаций
составляла 900 рублей. Инвалиды и большая часть пенсионеров довольствовалась бы
суммами в 450-600 рублей в месяц, которые вряд ли покрыли бы все расходы,
связанные с отменой льгот. Понятно, что фактически речь шла о том, что взамен отмены
льгот эти категории населения получили символическую компенсацию. Здесь же встает и
другая проблема, которая, впрочем, остается актуальной и после доработки
законопроекта: это доверие государству в целом. Ведь есть сомнение в том, что эти
компенсации будут вовремя индексироваться, что они будут выплачиваться вовремя даже
после того как ухудшится мировая экономическая конъюнктура. Более того, предстоящие
реформы в социальной сфере (здравоохранение, образование), реформа ЖКХ, создание
ОАО «РЖД» создадут дополнительную нагрузку на бюджет, и речь о компенсациях в этих
областях, безусловно, не идет.
В новом законопроекте суммы компенсаций заметно подняты: с 2005 года Герои России,
СССР и Соцтруда будут получать 3,5 тысячи рублей в месяц, инвалиды войны — 2000
рублей, участники войны — 1500 рублей, участники боевых действий — 1100, жители
блокадного Ленинграда — не участники войны — 1100, инвалиды 1-й группы — 1400,
инвалиды 2-й группы — 1 тысячу, инвалиды 3-й группы — 800, дети-инвалиды и инвалиды с
детства — 1 тысячу рублей. Решения по таким категориям, как ветераны труда и труженики
тыла, а также пенсионерам будут принимать субъекты РФ: понятно, что лишь в наиболее
успешных из них большинство льгот может сохраниться. В числе льгот, которые
подлежат замене на денежные выплаты: проезд городским и пригородным транспортом,
лекарственные средства, санаторно-курортное обслуживание.
В итоге если в первом случае нагрузка на федеральный бюджет составила бы 164 млрд.
руб., то с учетом поправок — 170 млрд. (сюда не вошли льготы по ЖКХ). Ранее, как заявил
министр финансов России Алексей Кудрин, расходы на предоставление льгот ежегодно
для бюджетов всех уровней составляли 350-600 млрд. (из них около 40 приходилось на
региональный бюджет). Безусловно, сомнений в том, что законопроект будет принят
Госдумой, нет, но то, что его принятие будет сопровождать дискуссия, сомневаться не
приходится. «Это принципиальный
законопроект, он будет рассматриваться и будет приниматься Госдумой, однако,
безусловно, в ходе обсуждения в него будут вноситься те или иные поправки», — сказал
Борис Грызлов. Во многом это связано не только с социальной остротой вопроса, но и с
сопротивлением региональных элит, которые еще сохранили свое влияние в Думе и в
состоянии поставить вопрос на обсуждение до его окончательного утверждения. Похоже,
что «Единой России» будет позволено добиться косметического смягчения реформ
(подобно тому, как вносились поправки в пакет законопроектов о реформе
электроэнергетики), но получить публичный дивиденд от этого будет непросто в
условиях, когда КПРФ и «Родина» подвергают отмену льгот резкой критике.
Наибольшие риски для благоприятного обсуждения исходят от КПРФ. Так, 27 мая в
Москве при поддержке КПРФ прошел митинг ветеранов и пенсионеров, которые
протестуют против замены льгот денежными компенсациями. Это существенно может
накалить информационный фон вокруг предлагаемого законопроекта.
В процесс постепенной монетизации социальных льгот публично вмешался президент
России Владимир Путин, взяв себе роль «корректировщика» реформы,
защитника интересов населения. Теперь реформа будет более умеренной и растянутой во
времени, что будет ассоциироваться с вмешательством президента, а во-вторых, сама
реформа позиционируется как возможность повышения благосостояния граждан, а не
вынужденная мера по сокращению бюджетных расходов. Не случайно именно
социальные реформы стояли во главе угла Послания Президента Федеральному Собранию.