издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как вы относитесь к предложению о распределении полномочий Москвы как столицы государства среди крупных городов России и какую роль в этом может сыграть Иркутск?

Анатолий СТЕРХОВ, вице-президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири

— В принципе, такое вполне возможно. Какие-то полномочия могут быть перенесены в регионы,
а какие-то, наоборот, лучше оставить в Москве. Вопрос в том, как
рациональнее будет их распределить. Если говорить об Иркутске, то вполне возможно было
бы передать ему полномочия по охране окружающей среды. Это связано с тем, что город
находится рядом с озером Байкал, объектом Всемирного наследия, где к экологии
предъявляются уникальные требования.

Но сегодня все разговоры о передаче полномочий — это только мечты. Мы еще не созрели для
решения этого вопроса всерьез. Со временем, может быть, сам собой решится вопрос не
только передачи части полномочий столицы другим регионам, но и переноса столицы. Ведь
уже шла речь о ее перемещении не только в Санкт-Петербург, но
и ближе к центру
России, например, в Новосибирск. Но это в любом случае дело будущего, пока об этом
говорить рано.

Валерий ЛУКИН, заместитель председателя комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области

— Я думаю, что такое распределение полномочий совершенно нецелесообразно, столица должна
быть столицей.

Часто бывают случаи, когда тем же субъектам Российской Федерации надо решить вопрос,
требующий согласования во многих министерствах и ведомствах. Если бы полномочия были
распределены между регионами, то для решения таких вопросов пришлось бы пол-России
объехать. Так что властные полномочия должны быть сосредоточены
в одном месте, и именно для этого
столица и предназначена.

Станислав ГОЛЬДФАРБ,генеральный директор агентства «Комсомольская правда — Байкал», доктор исторических наук

— Я отношусь к такому предложению очень положительно. На мой взгляд, это было бы не
только шагом вперед, но и восстановлением неких исторических традиций. Ведь Иркутск
всегда играл ключевую роль во взаимоотношениях с Востоком — Китаем,
Монголией, Японией, Кореей. Именно здесь в XIX веке решались довольно масштабные
проблемы в этой области. Напомню, что генерал-губернатор
Муравьев-Амурский был наделен
правом заключать договоры о торговле и территории с Китаем.

Причем это отнюдь не только российская идея. Во многих странах делегируются полномочия
некоторым крупным городам, что стимулирует их развитие. Так что это вполне
закономерно.

Если говорить об Иркутске, то я считаю, ему можно было бы передать в ведение такие сферы,
как, например, туризм, иностранные дела, природоохранные ведомства — не зря же у нас здесь
расположена одна четвертая часть мировых запасов пресной воды. Учитывая наши запасы
золота, Иркутску могли бы быть переданы какие-то полномочия Министерства природных
ресурсов. На мой взгляд, это было бы вполне рационально.

Виталий МАЗУР, доктор физико-математических наук

— На мой взгляд, это предложение нереально. Во-первых, это потребовало бы
огромных средств — понадобятся хорошие помещения, квартиры для сотрудников,
средства связи, техника. Москва всем этим располагает, а вот в регионах определенно
возникнут сложности. Кроме того, это привело бы к дезорганизации правительственного
аппарата, управление было бы резко усложнено, стало гораздо более дорогим.

Поскольку эта идея развивается на основании необходимости выравнивания экономического
положения регионов России по сравнению с Москвой, то такие вопросы нужно решать
напрямую, а не через распределение полномочий. Нужно не органы власти к
нам переводить, а
добиваться того, чтобы налоги оставались в регионах. Этим депутатам и следует озаботиться в
первую очередь. Кроме того, нужно создавать благоприятный инвестиционный климат.
Ведь сейчас местные власти даже имеющиеся в их распоряжении средства на эти цели не
направляют. Так что эти вопросы надо решать напрямую, а не с помощью обходных маневров.

Александр МУРАВЬЕВ, председатель Иркутского отделения Союза художников России

— Я к такому предложению отношусь положительно. Мне кажется, что Москва слишком много
всего себе нахватала. Туда приезжаешь, и создается впечатление, что это отдельное
государство, на все остальные регионы им наплевать. Все деньги собираются в Москву, при
этом они пытаются подобрать под себя и крупные предприятия в регионах путем их
намеренного банкротства.

Я считаю, что право решать те вопросы, в которых регионы ориентируются лучше, чем Москва, должно им
и передаваться. Хотя, конечно, речь идет только о крупных городах, таких, например, как
Иркутск, Красноярск, Новосибирск. Так, например, Иркутск исторически сложился как
торговый и культурный центр. Здесь вполне могут решаться вопросы международных
культурных связей. Кроме того, учитывая богатства наших недр, в его ведение можно было
бы передать природные ресурсы. Кроме того, в земельных вопросах регионы также могут
разобраться лучше, чем столица.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры