издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В стиле "Шансон"

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Представьте себе, вы в парикмахерской. Пришли стричься. Только устроились в кресле поудобнее, натыкаетесь
на стикер: «Волосы не голова, отрастут». Экстравагантно даже для самой захудалой парикмахерской с самым
честным персоналом, не так ли?

Зато подобных специфических шуток в иркутских маршрутных такси хоть отбавляй. Однажды, увидев «объявку»:
«Кричишь тише, едешь дальше», я поняла, что мне не под силу уловить ход мысли маркетолога, продвигающего
услуги этой маршрутки. Целевая аудитория так и осталась невыясненной. А может быть, дело не в пассажирах?
Может, водитель был глухой? Или радио «Шансон» играло слишком громко?

На отсутствие чувства юмора пришлось списать свое раздражение
от надписи: «Пассажиры! Просьба семечки
съедать вместе с кожурой, а пиво выпивать вместе с бутылками». Но нервы просто сдали, когда, выходя из
маршрутного такси, которое следовало из центра города в Ново-Ленино, уперлась глазами в угрожающее:
«Хлопнешь дверью — умрешь от монтировки». А хлопнуть после сорокаминутного путешествия в пыльном
битком набитом «кавзике», выпущенном Курганским автозаводом, по всей видимости, еще в пилотной версии
образца 1962 года, страшно хотелось.

Вот так с годами трансформируется понятие сервиса в городском транспорте. Боюсь, что хамство, самый
невинный атрибут стихийно развивающегося рынка пассажирских перевозок, будет преследовать
иркутян еще долгое время. Горожанам в течение нескольких лет внушают, что рынок маршрутных такси
переполнен и его надо бы усечь. С каждым годом количество маршрутов и машин растет. Вроде должна быть
борьба за клиента. Только все не так, ребята. За два года число маршруток на улицах областного центра
увеличилось с 1,5 тыс. до 2,5 тыс., а конкуренции в пользу пассажира все как-то не получается.

Более того, как утверждает ГАИ, пользоваться услугами этого вида транспорта не всегда безопасно. (К моей
великой радости, случаев расправ монтировкой зарегистрировано не было). В этом году госавтоинспекция
провела проверку маршруток. Только за один день при осмотре 150 маршрутных такси было выявлено 56 грубых
нарушений правил дорожного движения. Без путевых документов на линии находились четыре автомобиля, 41
такси признано технически неисправным, эксплуатация двадцати пяти машин полностью запрещена, изъято 30
талонов о прохождении технического осмотра. Кроме того, инспектора выявили факты управления автобусами в
состоянии алкогольного опьянения и случаи управления автобусами лицами, не имеющими водительского
удостоверения категории «Д».

Еще года два назад один мой коллега с умным видом сообщил примерно следующее: рынок маршрутных
перевозок в Иркутске сформировался и уже длительное время регулируется по собственным законам, выгодным
для владельцев маршрутных такси. Подписываюсь под его словами. А что мне остается делать, ведь ситуация не
изменилась.

Собственно, так же, как и раньше, такси стоят на конечных остановках до полной заполняемости машины,
несмотря на утвержденные графики движения. Тем временем на промежуточных остановках, как и раньше, ждут
люди. Между прочим, грязные салоны — это нарушение правил перевозки пассажиров. Перевозка людей сверх
количества посадочных мест также недопустима. Достаточно сказать, что налоги платятся именно «с
каждого сидящего».

Спрашивается, отчего бы не отзывать лицензии у нарушителей? А их маршруты отдавать добросовестным
извозчикам? Не сомневаюсь, что такие есть. Только кто этим займется?

Нет ничего проще, чем начать маршруточный бизнес, и нет ничего сложнее, чем его лишиться. По закону о
лицензировании в областном филиале Российской транспортной инспекции надо получить лицензию, которая
стоит 1300 рублей и выдается сроком на 5 лет, причем на любое количество автомобилей. Святая обязанность
контролировать выполнение лицензии возложена на транспортную инспекцию. За четырьмя инспекторами
закреплена территория от Байкальска до Черемхова.

Лицензию могут приостановить, но следует иметь в виду, что каждая конкретная маршрутка может быть
проверена не чаще одного раза в три года. Инспекторов на всех не хватает. Аннулировать лицензию можно
только в судебном порядке. До сих пор иркутским маршруточникам везло, обходилось без крайних мер, даже
после шумных аварий, происшедших по вине водителей маршруток. А что касается претензий к техническому
состоянию машин, так эти вопросы надо адресовать ГАИ, которая дважды в год проводит для автобусов
техосмотр, говорят мне в транспортной инспекции.

Городские власти, как убеждал меня один высокопоставленный чиновник мэрии, находятся в стороне от
маршруточной проблемы. Мол, нет рычагов для регулирования, все отдано федеральным органам, а городской
отдел лицензирования оказался ни при чем. С его слов становится ясно, что город был бы рад составить
конкуренцию маршруткам за счет муниципального транспорта, если бы не льготники, которые норовят
воспользоваться правом бесплатного проезда. В общем, для иркутской администрации дешевле
дистанцироваться от решения этой проблемы.

Тем не менее сегодня маршрутные такси стали важной частью городской инфраструктуры. Нашумевшая
история с отменой маршрута 4 «т», который возил пассажиров в предместье Рабочее, показала, что маршрутки
для горожан — это прежде всего удобства. Более того, сегодня, например, в Ленинский район, где проживает добрая
четверть иркутян, фактически можно добраться только на маршрутке. К сожалению, в качестве такси в девяти
случаях из десяти будут предложены именно разваливающийся «кавзик» или «пазик». Приходится констатировать,
что каждый четвертый иркутянин не может воспользоваться альтернативными видами транспорта — трамваями,
троллейбусами или муниципальными автобусами. И это обстоятельство следовало хоть как-то учитывать.

Пожалуй, единственное, что остается сделать каждому из иркутских пассажиров маршруток, так это вооружиться
расхожим принципом и спасать себя самим. А именно бороться за свои права потребителей в случае их
нарушения. Не могу удержаться и не оставить для наших уважаемых читателей телефоны нескольких ведомств,
которые могут дать вам квалифицированную помощь в случае возникновения сложной транспортной ситуации.
Департамент транспорта и связи администрации Иркутска: 20-08-01. Комитет по защите прав потребителей
администрации Иркутска: 24-34-50. Иркутское теруправление Министерства по антимонопольной политике РФ:
24-32-31. Иркутское отделение Российской транспортной инспекции: 20-91-40.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры