Главное условие красоты
Иркутские зодчие преодолевают искусственные бартеры Архитектор Елена Ивановна Григорьева была и остается романтиком. Во все времена, даже в наше, отнюдь не простое, она помогала и помогает тем, кто пытается поднять с колен профессию, встает на пути тех, кто эту профессию унижает и обижает. Для нее честь, профессиональное достоинство превыше всего. При всем ее женском обаянии, ум и характер у Григорьевой вовсе не женский. Практичная и хладнокровная, она не подвержена эмоциональным срывам. Избегая политических страстей, Елена Ивановна использует любую возможность совершить полезное для своего дома, своего города, своей страны. Под ее началом правление Иркутской организации Союза архитекторов стало работать не от случая к случаю, а системно, на постоянной основе. С подачи Григорьевой ежегодно стали проводиться архитектурные фестивали Восточной Сибири. По инициативе и с непосредственным ее участием вышел в свет первый номер интереснейшего журнала "Проект Байкала". Иркутские коллеги Григорьевой стали регулярно участвовать и получать награды на ежегодных московских архитектурных фестивалях. Их работы были представлены на международном архитектурном фестивале в Берлине... Лауреат Государственной премии 2003 года, член-корреспондент Государственной Академии архитектуры и строительных наук, сопредседатель Сибирского регионального отделения Союза архитекторов, Елена Григорьева представляет своих российских коллег в международном архитектурном сообществе, которое вырабатывает правила, законы и кодекс архитектурной этики.
!I1! А встретились мы с Еленой Ивановной по случаю
избрания, точнее — переизбрания, ее на третий срок
председателем правления Иркутской организации Союза
архитекторов. Речь же вели о настоящем и будущем
столицы Восточной Сибири, проблемах и задачах
зодчих на ближайший период.
— Елена Ивановна, вы восемь лет возглавляете
творческий союз, не прискучило ли заниматься одним и
тем же?
— Во-первых, вовсе не одним и тем же. А, во-вторых,
как может прискучить порученное коллективом дело? Да
еще при том, что окружают тебя люди творческие,
неординарные, которым многие завидуют и подражают. При
сегодняшнем расцвете «закулисья» для них трудно
пробиться в одиночку. Для всех нас было и остается
главным — добрые человеческие отношения во всем.
Кто-то должен этим заниматься. Тогда почему не я, тем
более что люди верят в нашу организацию, в меня.
Почему же я должна лишать веры тех, кто трудится на
благо города, стремится сохранить и приумножить
культуру и традиции своих дедов и отцов?
— Тем более что традиции эти выветриваются
не по дням, а по часам. Даже в Москве начали
распродавать памятники культуры в частные руки.
Приметой времени становится и хаотичная застройка в
городах и весях. Да что о других, если наш с вами
Иркутск до сего дня не имеет генерального плана
развития. В чем тут проблема?
— Слава богу, что его заказали. Концепция генплана
делается, но страшно медленно продвигается
ее общественное обсуждение и утверждение. Мы в Союзе
организовали и провели по ней два «круглых стола».
Собирали специалистов из разных городов, в том числе из
Москвы, чтобы внести в эту работу окончательную
ясность и здравый смысл.
Почему говорю о здравом смысле? Дело в том, что мы не
вполне согласны с заказчиком в лице городской
администрации по поводу аэропорта. Он, как известно,
расположен в черте города, в результате 213 тысяч
иркутян живут под постоянным вредным воздействием.
Мы не отрицаем возможностей на нынешнем этапе
разворота или удлинения полосы, иных мер по снижению
вредных воздействий, но, тем не менее, настаиваем,
чтобы строка о выносе аэропорта присутствовала в
концепции. Если мы сейчас ее не внесем туда, то
вопрос о переносе отодвинется еще минимум на 50-70
лет. Необходимо эту проблему ставить на всех уровнях,
вплоть до правительственного. Средства для выноса
аэропорта, конечно же, должен изыскать федеральный
бюджет.
Сколько времени уйдет на окончательную доработку
генплана, будет зависеть от возможностей и желания
заказчика. Генплан — достаточно дорогое удовольствие,
и все упирается в финансовую сторону вопроса. Что
касается возможности и способности специалистов, то в
Иркутске сильный отдел генплана, привлекающий в случае
надобности ведущих архитекторов из Москвы и Питера.
— Существует мнение, что города перестраиваются по
чертежам архитекторов…
— Если бы это было так, то мы бы не допустили столько
промахов и градостроительных ошибок. Посмотрите на
здание, которое завершает перспективу старого моста
через Ангару — что-то деревянное, с какими-то
непонятными крышами… По нашему подозрению, там и
проекта-то не было. По крайней мере, никто сегодня не
признается в авторстве.
И таких примеров можно привести множество. Жалко,
когда в историческом центре обнаруживается вот такая
непродуманная, не созвучная городу застройка, портит
его лик.
— Однако можно привести и другие примеры?
— В этом плане, думаю, городу есть чем похвастаться.
Не случайно гостей и туристов тянет в его скверы и парки.
Комплекс зданий университета путей сообщения,
драмтеатр им. Охлопкова, католический храм,
школа-лицей N42, Центральный рынок… 13-этажное здание
на ул. Жуковского получило золотой диплом на российском
фестивале зодчества. Весьма приличные по архитектурным
меркам наши последние школы на 33 и 18 классов. Удачно
выполнен по муниципальному заказу Дворец
бракосочетаний.
Этими и другими зданиями наши зодчие вписали свое слово
в иркутскую архитектуру, историческую жизнь города,
проявили влюбленность в культуру своих земляков,
понимание истинных задач градостроительства.
Так что вряд ли
случайно Иркутск оказался близок к архитектурным
вершинам. Зодчие нашего города известны на московском
уровне, ежегодно становятся лауреатами различных
смотров-конкурсов.
— Елена Ивановна, а почему Дворец бракосочетаний
вынесли на площадь Декабристов, а не поставили среди
объектов культурного центра, как это значилось в
концепции генплана 70-х годов?
— Действительно, прежней концепцией был сформирован
культурный центр Иркутска. В него входили музтеатр,
ЦНТИ, Дворец гражданских обрядов, крупнейшая
библиотека и Крестовоздвиженская церковь.
Мостовая галерея с лестничным каскадом связывала его
с набережной Ангары — любимым местом отдыха иркутян.
К сожалению, этот проект (я бы назвала его гениальным
для города) очень тяжело реализовывается. Когда
встал вопрос о строительстве Дворца бракосочетаний,
Союз архитекторов и Иркутскгражданпроект обращали
внимание городской администрации на существующий
проект Дворца гражданских обрядов. У него, кстати,
имеются и подходы-подъезды с разных сторон и тематика
пошире: бракосочетание, наречение и крещение
младенцев, проводы в армию и др. Жаль, что не нашли
поддержки в мэрии, чтобы его реализовать.
!I2! А разве менее актуальна для города библиотека?
Особенно остро встал вопрос после обрушения
библиотеки им. Молчанова-Сибирского. Почему этот проект не
продвигается? Мне кажется потому, что наша
общественность стали мало говорить на эту тему.
Но как бы то ни было, начало культурному центру заложено,
и он будет, вопрос лишь в его насыщении.
— С вводом нового мостового перехода вопрос о
застройке центра приобретает новое звучание, не так ли?
— Вот именно. И не только культурного центра.
С вводом моста город получает гигантский импульс для
развития своих территорий, я бы сказала, переоценке
ценностей близлежащих районов. Даже трудно сказать,
насколько сразу возрастет привлекательность
микрорайонов Первомайского, Университетского,
Академгородка.
Впечатляет и гигантский массив на правом берегу, что в
проектной документации именуется микрорайоном
Парковым. Площадь между 5-й Советской, центром города,
Байкальской и берегом реки — великолепное место для
зданий повышенной этажности. Они здесь не только
вполне уместны, но и необходимы для того, чтобы
сформировать силуэт набережной, силуэт города, который
снивелировался пятиэтажной застройкой.
Не менее ценна и предмостная территория у старого
ангарского моста, где расположен деревянный массив
малоценной застройки. С разрушением в 30-е годы
кафедрального собора, который придавал Иркутску
столичный масштаб, произошла нивелировка моста. Избежать
ее можно, поставив на предмостной площади пару-тройку
каких-то акцентов, которые, создав
систему высотных ориентиров, сделали бы силуэт города
более разнообразным и привлекательным.
Мы писали мэру Владимиру Якубовскому, что эта
«золотая» для Иркутска территория не имеет
градостроительной концепции, проекта застройки.
Предлагали объявить конкурс, созвать заинтересованных
инвесторов и получить несколько вариантов развития
этой территории. Посмотреть, какой из проектов
представляет для города и инвесторов наибольшую
ценность, и дальше его разрабатывать. К сожалению, там
сегодня строят два дома, что не правильно ни по
традиции, ни по закону. Сперва надо сделать проект
застройки и лишь потом браться за конкретные объекты.
Только так можно избежать градостроительных
ошибок.
— Отсутствие свободных площадей для застройки
является одним из факторов заоблачных цен на иркутские
квартиры. А чем объяснить, что в городе нет высотных
застроек, которые бы удешевляли жилье?
— Вы правы, кроме 13-этажки на ул. Жуковского похвастаться
больше нечем. Между тем в проектах есть и 15-16-
этажные здания. Архитекторы спроектируют и выше, хоть
до 40 этажей, но надо чтобы созрели заказчик,
строительный комплекс. Ссылаются на пожарников,
отсутствие у них нужного оборудования. Так помогите им
его приобрести.
— Елена Ивановна, несколько слов о планах работы
Союза на ближайшее время, перспективу?
— Считаем большим своим достижением проведение
четырех фестивалей, которыми консолидировали вокруг
Иркутска всю Восточную Сибирь. Сейчас
Иркутск фактически
занял место архитектурного лидера в Восточной Сибири.
Об этом, кстати, говорилось в Москве на последнем
пленуме Союза. Мы продолжим эту работу по
консолидации. Бедем и дальше проводить фестивали,
«круглые столы» по проблемам градостроительства,
архитектуры и туризму, архитектуре и образованию.
На эти встречи мы приглашали московских зодчих, теперь
замахнулись на зарубежных звезд архитектуры.
В перспективе также участие в деятельности
Международного союза архитекторов. На будущий год
пройдет очередной конгресс Международного союза
архитекторов в Стамбуле. Это будет уже четвертый
конгресс с участием иркутян.
И, конечно же, будем добиваться, чтобы наша
профессия работала в хорошем правовом русле в
соответствии с российским законодательством. Чтобы
проектирование важнейших градостроительных объектов и
зданий повышенной этажности, влияющих на силуэты
города, осуществлялось на конкурсной основе. И
конкурсы эти проводились не келейно, как это
практикуется сейчас, а для всех пожелавших в них
участвовать. И обязательно по правилам, существующим
российским и международным стандартам. Чтобы город
смог увидеть все возможности и выбрать для себя лучшее.
И чтобы проект-победитель обязательно реализовывался,
чего у нас практически нет. Выбирают победителя,
признают проект лучшим, а реализовывают что-то совсем
другое.
Чтобы наш город сделать удобным для проживания и
красивым, требуется прежде всего конструктивный
диалог и сотрудничество с городской администрацией.
Но так как это не удается,
Союз архитекторов предлагает провести несколько прямых
встреч с мэрами городов и губернатором области.
Нам бы хотелось, чтобы была ясность и прозрачность в
том, что происходит в городе. Практика
градостроительных советов, когда уже все заранее
предрешено, — это пустая трата времени.
Как и тысячи моих сограждан, я бы хотела, чтобы
значимые проекты стали предметом общегородского
обсуждения. Иначе говоря, нужны открытые конкурсы, и
нужно обязательно привлечь к этой работе поколение
молодых архитекторов.
— А что на сегодня в личной папке архитектора
Григорьевой?
— Несчастный проект расширения и реконструкции ТЮЗа.
Почему несчастный? Да потому, что эскизный проект
театра был согласован еще в 1990 году, а заказчик
ничего не может сделать, чтобы доотвести участок, на
котором расположен частный павильончик. Все дело в
том, что сам ТЮЗ относится к области,
а «стекляшка» — к городской. Два больших хозяина никак не
могут договориться о клочке земли в пользу театра,
который финансирутся из федерального бюджета. Дайте
этому арендатору другой участок, постройте ему,
наконец, павильон и решите вопрос в пользу театра.
Почему при строительстве того же аэропорта или моста
здания выкупаются, а для театра нельзя этого сделать?
Так и будем заходить в ТЮЗ с двухметрового
тротуара?
Второй мой заказчик — УКС областной администрации,
который строит социальное жилье в переулке Угольном.
Целый массив жилых домов. До недавнего времени там все шло
нормально, а затем мне, автору этого проекта, при
согласованиях стали вставлять полки в колеса. И это
при том, что ранее этот проект уже практически был
согласован. Закавыка в том, что на пути 10-этажки,
венчающей каскад застройки, оказалось несколько
старых-престарых тополей, которые того и гляди скоро
сами упадут. Главный архитектор города записывает
заказчику: «Исключить порубку тополей». И что меня
особо больно ранило, УКС областной администрации готов
потерять большой многоквартирный дом ради каприза
городского архитектора. А почему не собрать
трехстороннее совещание, послушать аргументы всех
сторон и принять взвешенное решение?
— Елена Ивановна, ваши пожелания.
— Поменьше политики и побольше конкретных, реальных
дел. Складывающиеся сейчас благоприятные условия в
преобразовании наших поселков и городов, возрастающие
объемы строительства, выход на авансцену высоких
эстетических запросов со стороны нового поколения
сибиряков настоятельно требуют от всех нас, и прежде
всего от архитекторов и проектировщиков, строить
рациональнее, добротнее, красивее. И я, как и мои
коллеги, хочу верить, что наши зодчие, преодолев
искусственные барьеры, выйдут на широкую дорогу
творчества XXI века.