Тащить тяжело, но и бросить жаль
В Иркутске около 850 памятников истории и культуры,
из которых почти 500 расположены в центре. Проблем с
сохранением этого богатства много. В отличие от
жителей европейских городов, которые гордятся
достопримечательностями, многие иркутяне к
памятникам деревянного зодчества относятся
пренебрежительно, считая их «просто развалюхами».
Мне кажется, что одной из причин такого отношения
является смешение стилей жизни разных эпох.
Современной и «деревянной». На ярком, блестящем фоне
новостроек темносерые избушки поблекли еще больше,
сникли и выглядят просто чужеродными. Словно
деревенские простушки, оказавшиеся на роскошном
балу. Броские образы и бешеный ритм современной
жизни подавляют своеобразную красоту деревянных
кружев, не дают возможности раскрыться их
очарованию. В Кировском районе, где находится
большая часть памятников истории, произошло смешение
исторического и делового центров города. И это не
пошло на пользу деревянным строениям. Коммерческие
структуры избегают использовать их на предмет
обустройства своих офисов. Чтобы освободить место под
новостройки, от «деревяшек» избавляются всеми правдами
и неправдами. Вторжение современного образа жизни в
историческую часть Иркутска зашло так
далеко, оставило настолько глубокие следы, что уже
невозможно говорить о сохранении деревянных строений
в достойном виде.
Чтобы окончательно не потерять шедевры деревянной
архитектуры, необходимо, на мой взгляд,
воспользоваться мировым опытом. Он показал, что для
полноценного сохранения исторического центра и,
самое главное,для воссоздания духа прошедших эпох
такой район должен быть отделен от остального
города, и в нем должны действовать свои правила.
Например, в историческом центре ограничивается
обычно движение автотранспорта, что позволяет
туристам и горожанам спокойно ходить пешком. Иркутяне
не смогли вовремя выделить такой исторический центр
в особый район. Поэтому с учетом интересов как
исторического наследия, так и современной жизни
наилучшим выходом из положения видится перенос особо
ценных памятников и сосредоточение их в одной
городской зоне. Таким образом можно создать
культурный, просветительский центр города и сделать
его местом отдыха иркутян. Разумеется, кроме
переноса памятников истории потребуется воссоздать и
ту особую психологическую атмосферу, которая была
присуща деревянному Иркутску. Современный человек
должен не только увидеть старинные дома, но и
почувствовать дух прошедших столетий, ощутить их
своеобразие и прелесть. Мне видится нечто вроде
Тальцов — музея деревянного зодчества, что на 47-м
километре Байкальского тракта. Значит, есть и у нас
такой опыт. Почему бы не воспользоваться им для
воссоздания «уголка прошлых эпох» в современном
городе? Я понимаю, что веду речь о проблеме весьма
болезненной для областного центра. Это как раз тот
случай, когда «тащить тяжело и бросать жалко». Но
надо искать выход. Создание исторического комплекса
в Иркутске — это дань уважения тех, кто живет в
третьем тысячелетии, минувшим векам, без которых
современный город в том виде, в каком он есть, был
бы невозможен.