издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На грани разорения

  • Автор: Елена ЧАБДАРОВА

Пассажирские автотранспортные предприятия Иркутска испытывают материальное бедствие. Если ситуацию не исправить, то, возможно, областной центр останется без муниципального транспорта. Об этом говорилось в среду на депутатском часе в Законодательном собрании Иркутской области. По словам спикера областного парламента Геннадия Истомина, народные избранники долгое время не обращали внимания на неоднократные инициативы своего коллеги, мэра города Иркутска Владимира Якубовского, который не раз бил во все колокола и поднимал вопрос о принятии областного закона "О городском пассажирском транспорте", но теперь настало время безотлагательных действий. Этот закон регулировал бы деятельность пассажирского транспорта в рыночных условиях.

После того, как государство позволило заниматься коммерческими
перевозками, не вышло ни одного нормативно-правового акта, который бы
хоть как-то определил правила работы коммерческого транспорта.
Посмотрите, что получается. В городской транспорт общего пользования нет
инвестиций. Сегодня во всем мире государство имеет монополию на
городской транспорт. В России же пассажирские перевозки полностью
отданы на откуп частнику. Федеральный орган — региональное отделение
Российской транспортной инспекции дает разрешение на этот вид
деятельности, не учитывая, имеет ли возможность частник качественно и,
самое главное, безопасно перевозить пассажиров. Сегодня процедура
получения лицензии упрощена до предела. Налоговые льготы, причем
значительные, для частника Налоговым кодексом РФ предусмотрены.
Обязать же частника перевозить огромную армию льготников невозможно.
Без компенсации он этого просто делать не будет. Муниципальный же
транспорт, наоборот, вынужден тянуть эту лямку. Без каких-либо
компенсаций.

Сегодня в Иркутске из 590 тысяч жителей правом бесплатного
проезда в общественном транспорте пользуется 180 тысяч. Из
Москвы на выполнение двух федеральных законов «О ветеранах» и «Об
инвалидах» средства поступают в пределах десяти процентов от
потребности. Городские власти не против поддержки слабозащищенных слоев
населения. Мэр Иркутска Владимир Якубовский убежден, что льготы,
которые предоставляются инвалидам, ветеранам, труженикам тыла,
многодетным матерям, вполне обоснованны. Люди этого заслужили. Кроме
того, мэр города в областном центре дал возможность пользоваться
общественным транспортом со скидкой пенсионерам, школьникам,
малообеспеченным студентам. Но как объяснить, когда правом бесплатного
проезда пользуются далеко не бедные жители города: прокурорские
работники, судьи и судебные приставы, военные и т.д. Эта проблема
накапливалась годами. Если в 1992 году было всего 27 категорий льготников,
то сегодня таковых 64. Именно немереное количество льготников и привело
к разорению муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий.
И если не принять срочных мер по финансированию транспортной отрасли,
то промедление грозит остановкой транспорта.

Городские власти также не раз выходили с предложением провести конкурс
среди владельцев маршрутных такси. Как отмечают независимые эксперты
по исследованию пассажиропотока, увеличение микроавтобусов на
маршрутах приводит к снижению производительности на один автомобиль и
увеличивает рост стоимости проезда. Только в городе Иркутске
насчитывается более трех тысяч единиц автобусов, работающих в режиме
маршрутного такси. Улицы и остановки областного центра перегружены.
Нарушается скоростной режим, устраиваются гонки, жизнь горожан
подвергается опасности, возрастает нагрузка на экологию. Но свою
непримиримую позицию в вопросе квотирования перевозок высказывает
комитет по управлению антимонопольной деятельности. Однако в других
регионах антимонопольщики не являются тормозом на пути полноценного
развития транспорта. Власти города считают, если установить правила
привлечения автоперевозчиков на регулярные маршруты, то порядок на
дорогах должен быть восстановлен.

В Иркутской области дело обстоит не лучше. По словам начальника
автоколонны 1880 Михаила Каргина, сегодня в области нет ни одного
нормально функционирующего транспортного предприятия. Техническое
состояние автомобильного парка крайне низкое и самортизировано на 70
процентов. Из 1300 автобусов, числящихся на балансе областных
автопредприятий, 640 полностью самортизировано и подлежат списанию.
Аналогичная ситуация складывается и на городских автотранспортных
предприятиях. Людей перевозят на морально устаревших моделях с большим
процентом износа, которые эксплуатируются по 15-20 лет и более. В 2003
году на 32 процента возросли случаи снятия транспорта с линий из-за его
технического состояния. Вполне возможно, что уже скоро не будет
междугородных перевозок.

Социально-экономическое положение на автотранспортных предприятиях
обсуждалось в феврале на пленуме Иркутского областного комитета
общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного
хозяйства. Пленум поручил выработать конкретные предложения по
стабилизации работы пассажирского транспорта и подготовить проект
Закона Иркутской области «Об организации обслуживания населения
пассажирским городским автомобильным и электрическим транспортом в
Иркутской области». Все документы сегодня подготовлены и переданы в
Законодательное собрание.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры